«Выхлопа нет, 500 рублей чистыми»: «Яндекс» начал дискриминацию «цветных» таксистов?

0
125

Агрегатор ограничил число заказов на все машины, кроме желтого и белого цветов, отключив от сервиса подработчиков

«Убрали приоритет у «цветных» авто. Я плачу за смену 400 рублей, она у меня не окупается. Делаю 10 заявок в день вместо плана в 40», — описывают водители последствия решения «Яндекс.Такси» перераспределить заявки в пользу бело-желтых автомобилей. В агрегаторе нововведение отрицают, а в минтрансе РТ напомнили, что такси альтернативной расцветки еще и не светит получить официальное разрешение на работу.

Из двух машин, которые находятся на одном расстоянии от пассажира, заказ получит тот водитель, у которого цвет кузова автомобиля белого или желтого цвета. Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

«КОРОНУ» СНЕСЛИ ВСЕМ, КРОМЕ БЕЛЫХ И ЖЕЛТЫХ

Сразу несколько источников рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в Татарстане «Яндекс.Такси» корректирует систему распределения заказов. Наши собеседники издания указывают, что с начала апреля агрегатор снял приоритет для водителей автомобилей всех цветов, кроме белого и желтого. Это означает, что из двух машин, которые находятся на одном расстоянии от пассажира, заказ получит тот водитель, у которого цвет кузова «правильный». Следовательно, у водителей с «короной» (знак приоритета в приложении «Яндекс.Такси») обычно больше поездок, а простой и пробег вхолостую ниже. В условиях снижения спроса на услуги такси на 50–70% это означает, что скудное число заказов теперь распределяется только между брендированными автомобилями. Некоторые водители восприняли это так, что агрегатор «Яндекс.Такси» и вовсе отключил их от сервиса. 

Вообще-то в Татарстане таксисты на любых машинах, кроме бело-желтых, под запретом уже больше 7 лет. Табу на работу для них вступило в силу в РТ 1 января 2013-го (ч. 1 ст. 4 закона РТ от 10 октября 2011 года №77-ЗРТ «О перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан»). И вот наступил момент, когда это начало играть роль. Такие водители не могут законно получить справку для работы в условиях режима самоизоляции. Неудивительно, что в минтрансе РТ гонения на  «цветные» машины поддерживают. «Давно пора соблюдать требования законодательства. Сейчас большой поток за получением разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковыми такси. У агрегатора появился выбор, и ему безопаснее работать с легальными таксистами. Ведь на этом рынке порой оказываются водители, у которых стаж менее года, а по законодательству он должен быть 3 года», — разъяснили свою позицию в пресс-службе минтранса РТ. 

Об этом же говорят и конкуренты «Яндекс.Такси». «В Республике Татарстан такси с разрешением на таксомоторную деятельность могут быть только белого и желтого цвета. Предполагаем, что у другого агрегатора подключены машины без лицензии и должного цвета. Сейчас же они пошли на временную блокировку автомобилей в связи с ужесточением правил таксомоторных перевозок из-за режима самоизоляции и повышенной готовности», — сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе «Ситимобила». В компании заметили, что после проверки базы партнеров в Казани выяснилось, что все брендированные  «Ситимобилом» автомобили имеют разрешения на таксомоторную деятельность. «Соответственно, это только машины белого и желтого цвета, — подчеркнули в пресс-службе. — Параллельно мы оперативно работаем с партнерами для устранения выявляемых нарушений небрендированных водителей в Казани, подключенных к нашему сервису. Отмечаем, что их доля сегодня очень мала и стремится к нулю».

При этом в пресс-службе «Яндекс.Такси» нашему корреспонденту сообщили, что «никакие запреты» на «цветные» автомобили не вводили.

«Разница лишь в том, что у белых и желтых машин есть „корона“ и приоритет по заявкам. Они получают заказы, а мы нет»«Разница лишь в том, что у белых и желтых машин есть «корона» и приоритет по заявкам. Они получают заказы, а мы — нет». Фото: «БИЗНЕС Online»

«НА ЦВЕТНЫЕ МАШИНЫ В САМУЮ ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАКАЗ НАЗНАЧАЕТСЯ…»

«С 1 апреля убрали приоритет у „цветных“ машин (автомобилей не белого и желтого цветов — прим. ред.) и „корону“», — рассказал нашему корреспонденту таксист по имени Руслан. Он ездит на коричневом Volkswagen Polo, работает в «Яндекс.Такси» два года. Водитель не выходит на работу уже несколько дней, поскольку ему это невыгодно: «Я плачу за смену 400 рублей, она у меня не окупается. Делаю 10 заявок в день вместо обычного плана в 40». Раньше, объясняет наш собеседник, водители брендированных автомобилей (в фирменной обклейке «Яндекса») получали за смену 4,4 тыс. рублей, а необклеенные — 3,7 тысячи. Сейчас же у всех, по его словам, доход опустился до 3,2 тыс. рублей.

«Разница лишь в том, что у белых и желтых машин есть „корона“ и приоритет по заявкам. Они получают заказы, а мы — нет», — сожалеет мужчина. Если сейчас «цветные» автомобили могут работать без приоритета, то с 1 июня, опасается он, им вообще могут запретить ездить в Татарстане. Если так будет, единственный выход — продать свой автомобиль и купить новый, только белого цвета.

С похожей ситуацией столкнулся и водитель такси Василий в Казани. Он работает в «Яндекс.Такси» четыре месяца, автомобиль KIA Rio брал в кредит. У него машина, как и у Руслана, коричневого цвета. «У нас бренд не убрали, обклейка машины есть. Но это не влияет на заказы. Работы просто тупо нет на данный момент. Есть четыре заказа в день. Раньше мы делали по 35. В сумме, если сравнить, мы теряем почти 95 процентов. Выхлопа такого, как раньше, нет. Мы в день зарабатываем на „цветных“ машинах от силы 500 рублей чистыми, а раньше делали по 4–4,5 тысячи», — рассказывает наш собеседник. Смысла брать белое авто в аренду за 1,5 тыс. рублей в сутки, по его словам, тоже нет.

«Белые машины естественно получают больше, чем мы. На цветные машины в самую последнюю очередь заказ назначается. Остается только заправляться на эту сумму…»«Белые машины, естественно, получают больше, чем мы. На «цветные» в самую последнюю очередь заказ назначается. Остается только заправляться на эту сумму…». Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблемы, по словам Василия, появились с самого начала режима самоизоляции. «Заказов очень много, просто они даются бизнес-классам — Toyota, Sonata, i40, Optima. И парковым машинам (при таксопарках — прим. ред.) приоритет больше, а потом уже, что остается, „цветным“ авто. Белые машины, естественно, получают больше, чем мы. На „цветные“ в самую последнюю очередь заказ назначается. Остается только заправляться на эту сумму…» — говорит он.

Водитель выставил свою машину на продажу: «Естественно, сейчас реализовать ее очень тяжело, в нынешней ситуацией автомобилями никто не интересуется. Придется по заниженной стоимости выставлять. На данный момент обклеивать машину в белый цвет полностью — это утеря в цене при продаже, смысла не вижу». 

Таксистам приходится адаптироваться под новые реалии. На днях, объясняет наш собеседник, в Казань зайдет новый агрегатор такси «Таксовичкофф». «Естественно, думаю переходить на новый сервис такси. Без работы сидеть не получается. Чтобы платить кредиты, мы занимаем у кого-то деньги, — признался Василий. — Надеялись, что все будет хорошо, а все хуже и хуже». Всего, по его оценкам, в Казани на «цветных» автомобилях работают 65–70% таксистов.  

Выдающийся приоритет в 22 балла — один из самых высоких в городеВыдающийся приоритет в 22 балла — один из самых высоких в городе. Фото предоставлено Айратом

ЗРЕЕТ БУНТ: «КОЛОННА ТАКСИСТОВ ПРОЕДЕТ ПО ПРОСПЕКТУ УНИВЕРСИАДЫ»

У водителей такси на белых автомобилях дела идут куда лучше. Айрат на белом KIA Rio работает в «Яндекс.Такси» около года. «С трудом, но 35 заказов выполняю. Раньше я их делал часов за 10–11, а сейчас нужно 13–14 за рулем побыть. Пока есть гаранты оплаты, выгодно катать короткие заказы», — объясняет он.

«От чего зависит распределение заказов? Есть несколько факторов. Баллы приоритета. Чем выше балл, тем быстрее придет заказ», — поясняет водитель. Выдающийся приоритет в 22 балла — один из самых высоких в городе. Эта сумма складывается из нескольких значений: оклейка +4 балла, короб на крыше +5 баллов, термопакеты +2 балла, платина +5 баллов, рейтинг выше 4,95 и не менее 50 оценок +3 балла и уровень «эксперт», более 300 совершенных поездок +3 балла. То есть, если машина белого или желтого цвета, можно наклеить брендированные наклейки и получить баллы приоритета. По новым правилам «Яндекс.Такси» «цветные» автомобили могут работать, но получать баллы приоритета не станут. «У них заказов будет очень мало», — уточняет наш собеседник.

Он говорит, что в среде таксистов уже зарождается бунт недовольных нововведениями. Водители «цветных» автомобилей даже договариваются о совместных акциях. «Колонна таксистов проедет по проспекту Универсиады. От Деревни Универсиады до „Кольца“ и обратно на минимальной скорости. Предварительно 50 и более машин», — передает планы таксистов Айрат. Хотя лидера у движения пока нет и забастовка пока «не конкретная и без требований».

Некоторые, по его словам, в это время нашли другой выход — перекрашивают машины в белый цвет и регистрируют в ГИБДД заново. 

Если машина белого или желтого цвета, можно наклеить брендированные наклейки и получить баллы приоритета. По новым правилам «Яндекс.Такси» цветные автомобили могут работать, но получать баллы приоритета они не будут. «У них заказов будет очень мало»Если машина белого или желтого цвета, можно наклеить брендированные наклейки и получить баллы приоритета. По новым правилам «Яндекс.Такси» «цветные» автомобили могут работать, но получать баллы приоритета они не станут. Фото предоставлено Айратом

«АГРЕГАТОР РАССЧИТЫВАЛ ПОДДЕРЖАТЬ ТАКСОПАРКИ, КОТОРЫЕ НАБРАЛИ В ЛИЗИНГ МАШИНЫ, НО НИЧЕГО НЕ ВЫШЛО»

Владелец одного из таксопарков «Яндекс.Такси» Владимир Козлов заметил, что его бизнес это решение уже затронуло. «У меня была часть водителей-подработчиков, которые по завершении основной деятельности таксовали, — рассказал он. — Так вот, у части резко пропали заказы, а другим пришло уведомление о том, что автомобиль не соответствует требованиям агрегатора». По словам предпринимателя, все, кого коснулись эти меры, управляли «цветными» машинами.

«Строго говоря, большого ущерба мой бизнес не понес, 10 таких таксистов-подработчиков выполняют столько же заказов, как и 3 водителя на „постоянке“», — объяснил собеседник издания. По его словам, отключенные от сервиса водители либо бросили таксовать, либо ушли в службы доставки, где заказов сейчас даже больше.

«Карательные» меры для некондиционных по цвету авто агрегатор ввел для того, чтобы восстановить справедливость для брендированных автомобилей, полагает он. «Агрегатор рассчитывал таким образом поддержать таксопарки, которые набрали в лизинг машины. Но ничего из этого не вышло, водители паркам обратно отдают арендованные автомобили, потому что аренда не окупается, для такого заказов мало, — констатирует Козлов. — Теперь машины „арендников“ стоят на стоянке. Заказов сильно больше не стало».

Впрочем, в будущее он смотрит с оптимизмом. «Судя по всему, в середине мая карантин закончится, пойдут огороды, а в середине лета приедут туристы, — рассчитывает наш собеседник. — Те, кто доживет до этого времени, будут работать нормально».

Регина ШафиеваЭльвира ВильдановаАлексей Лучников

Фото на анонсе: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here