Домой Ислам Ислам в стране и в мире Я не бью ребёнка, я его воспитываю… Влияние насилия на психику и поведение детей

Я не бью ребёнка, я его воспитываю… Влияние насилия на психику и поведение детей

0
Я не бью ребёнка, я его воспитываю… Влияние насилия на психику и поведение детей

Многие родители, не обладая достаточной компетентностью, чтобы дать своим детям полноценное воспитание, прибегают к самому «лёгкому» и «быстрому» методу воздействия на них – к насилию.

В понятие насилия входит не только рукоприкладство. Это лишь самый распространенный вид насилия, включающий в себя такие действия как толчки, хватание, бросание, нанесение ударов ладонью и (или) кулаком и посторонними предметами, удерживание, удушение, пинки, ожоги и т.д. Некоторые родители используют подобные методы, чтобы научить своих детей дисциплине.

Другой травмирующий метод «воспитания» заключается в таких поступках, как ухищрение, обман, манипуляция, высмеивание, посрамление, презрение, давление, унижение, изоляция, отречение, угрозы применения телесных наказаний, лишение любви и поддержки. Этот вид хоть и не оставляет видимых отметин, однако является для ребёнка не менее травмирующим и оставляет рубцы скорее на его душе, чем на теле.

Стоит отметить, что даже в семьях мусульман имеет место физическое и эмоциональное насилие. Тогда как религия Ислам, одним из признаков которой является милосердие и доброта, порицает применение жестокости в чём бы то ни было. «Воистину, доброта является украшением любой вещи, а её отсутствие – пороком», сказано в одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Насколько нам известно, единственный случай, когда дитя дозволено наказывать физически – это когда по достижении десятилетнего возраста он отказывается совершать намаз. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Повелевайте своим детям совершать намаз с 7 лет. А если по достижении 10 лет они не будут совершать намаз, то слегка бейте их. И не давайте им в этом возрасте спать с вами в одной постели»

В остальных случаях битьё становится травмой для ребёнка, последствия которой будут преследовать его всю жизнь. Однако многие родители убеждены, что насилие, применяемое ими, идёт только на благо их чаду. Зачастую и сами дети, став взрослыми и желая думать о своих родителях только хорошее, поддерживают это мнение – что психологическое и физическое наказание было им только на пользу. Но так ли это на самом деле? Не тот ли это случай, когда благо наказания подобно видимой части айсберга, в то время как большая часть его вреда находится «под водой» и скрыта от глаз? Последствия насилия могут проявляться как сиюминутно, так и спустя некоторое время. К ближайшим относятся как физические травмы, повреждения, так и острые психические нарушения. Среди отдаленных последствий могут числиться и психосоматические заболевания.

Дети, подвергшиеся насилию, испытывают следующие психологические проблемы:

·         частые вспышки гнева, который обычно изливают на слабых: младших по возрасту, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Или они бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В том и в другом случае нарушается контакт со сверстниками, социальный контакт;

·         любым путем привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;

·         низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности («Я хуже всех»);

·         высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершённые самоубийства;

·         задержки в развитии, которые могут порождать «недорослей»;

·         склонность к нездоровым типам привязанностей;

·         недостаток зрелости;

·         нарушение процесса познания из-за отсутствия эмоционального общения;

·         использование примитивных методов решения проблем, включающих в себя применение жестокости;

·         расстройство психической деятельности;

·         агрессивное, импульсивное, противодействующее и сверхактивное поведение у мужчин

Помимо психологического вреда наносится вред социализации ребёнка – он испытывает трудности в адаптации к обществу. К подобным социальным нарушениям можно отнести:

·         нарушение связи со взрослыми, у этих детей нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе, садике и т.д.;

·         пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие асоциальные поступки;

·         трудности при создании собственной семьи. Они могут дать своим детям достаточно тепла и любви, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

При исследовании сканированных снимков мозга профессор Брюс Перри обнаружил, что у детей, испытавших пренебрежение, познавательные функции мозга нарушены сильнее, чем у детей, с которыми плохо обращались. По мнению Перри, мозг фактически атрофируется, если его недостаточно стимулировать. Он также выявил, что дети, получившие травмы, связанные с развитием в ранний период жизни, используют более примитивные и менее обдуманные методы решения конфликтов. Они зачастую более импульсивны, быстрее реагируют на раздражители и с наименьшей вероятностью учитывают последствия своих действий. Агрессивность, с этой точки зрения, можно рассматривать как попытку приспособиться к последствиям травм, полученных в детстве, и как защитный механизм, используемый для того, чтобы снова чувствовать себя в безопасности.

Даже убеждение в том, что всё это было на благо ребёнка, не может стереть отрицательных последствий насилия, применяемого к ним. Так как ребёнок регистрирует эмоции, испытываемые им, а не слова бьющей матери или стегающего отца о том, что это вредно или небезопасно.

Пословица «что посеешь, то и пожнешь» справедлива и в отношении воспитания детей. Розги, крики и оскорбления никогда не дадут хорошего воспитания, они сеют в них только страх, гнев и душевную смуту. Хорошее воспитание основывается на принципах любви, добра и уважения к личности ребёнка. Психолог Элис Миллер сказала о воспитании следующее: «Дети, которых уважают, учатся уважать. Дети, о которых заботятся, учатся заботиться о тех, кто слабее. Дети, которых любят такими, какие они есть, учатся терпимости. В обстановке, подобной этой, они формируют свои идеалы гуманности, вырастающие из ощущения любви»

Поэтому в следующий раз, когда вам вновь вздумается поднять руку на своё чадо, вспомните о грядущих последствиях. Нет таких благих плодов, которые можно посеять через боль души и тела ребёнка.

http://www.islam.ru/content/obshestvo/ya_ne_byu_rebenka_ya_ego_vospityvayu