Домой Жизнь татар “Зөләйха күзләрен ача” “Матбугат.ру” инстаграмында 20 минут эчендә 150 комментарий җыйды

“Зөләйха күзләрен ача” “Матбугат.ру” инстаграмында 20 минут эчендә 150 комментарий җыйды

9
“Зөләйха күзләрен ача” “Матбугат.ру” инстаграмында 20 минут эчендә 150 комментарий җыйды

Бүген 13 апрель көнне “Россия” каналы “Зөләйха күзләрен ача” фильмын күрсәтә башлады. Бу әсәргә карата фикерләр төрле. Кайвакыт капма-каршы. “Матбугат.ру”ның инстаграмында, әйтик, 20 минут эчендә 150гә якын комментарий җыелды. Ә сез фильмны карадыгызмы? Ошадымы?

matbugat

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Если очень кратко сформулировать главную идею книги, то она для мирового читателя (книга переводится на десятки языков мира), незнакомого с реальными татарами, будет для них выражена двумя постулатами:
    1. Татары – жестокий и бессердечный народ (Образы свекрови «Упырихи» и мужа тирана Муртазы).

    2. Татарская женщина выше всякой морали ценит половой акт, если он случается у нее даже с убийцей ее мужа (Ее тайные добровольные ночные хождения на секс с комендантом лагеря Иваном Игнатовым).

    Это – настоящий пасквиль (клевета, цель которой оскорбить группу людей) на татарский народ и на татарскую женщину 30-х годов ХХ века.

    Секс для нее выше морали. Она мне напоминает сучку, которая спаривается прилюдно на улице с любым кобелем, так как у собак не существует морали. Здесь так называемая «любовь» превыше всего. Здесь секс заменяет ей мораль, а НКВДэдешник Иван Игнатов заменяет самого Бога (АстагфируЛлах).
    Она считает, что Бог потерял ее из виду среди этих сибирских дебрей и забыл ее, а вот Иван добр к ней и не забывает ее. Не потому ли секс с ним она считает просто превосходным. У нее для оправдания своего поведения существует, оказывается, целая религиозная философия.

    Я о менталитете татар того времени знаю не по книжкам Гузель Яхиной, а из первоисточников. Мой дед был в то время (30-е годы) муллой в деревне, был женат, у них было 4 детей. Только чудом они смогли избежать депортации в Сибирь и укрылись от репрессий в русской глубинке на Урале. Их бы просто стошнило от откровенной лжи о татарском народе и татарской женщине того времени в этом романе.
    И вот эту ложь Г. Яхина тиражирует в Москве миллионами экземпляров, телевизионным сериалом, переводами на иностранные языки и т.д.

    Настоящая Сталинградская битва против татар! Наши местные власти дадут еще, возможно, ей за этот «подвиг» и Тукаевскую премию.

    Затем, поговорим немного о сюжете книги. Сюжет как бы состоит из двух линий, известных уже давно в мировой литературе. 1-я линия: это – каторжный путь физических мучений и испытаний заключенных в пути и лагере. Эта линия уже давно показан в таких книгах как «Крутой маршрут», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы». Ничего нового здесь автор показать не смог

    2-я линия – это любовь между жертвой и палачом. Например, между еврейской женщиной и офицером-эсэсовцем в концлагере. Этот сюжет в основном просматривается в еврейской и европейской литературах. Вот образчик сюжета: «Влюбиться в еврейку в Освенциме для него, офицера СС, было безумием. Как и для нее — ответить взаимностью своему потенциальному убийце. И все-таки в аду, где люди погибали тысячами, нашлось место для настоящей любви. Он, нацист, спас ее в лагере смерти, она, пережившая Холокост, позже спасла его на суде…».
    Все подобные книги обычно включали в общее тематическое название «Любовь в аду». Недаром же и предисловие Л. Улицкой к книге Г. Яхиной называется «Любовь и нежность в аду».

    Но между еврейской женщиной и татаркой Зулейхой есть большая разница. Еврейка была вынуждена вступать в интимную связь с эсесовцем под страхом смерти, и лишь потом у них могло возникнуть что-то человеческое. Зулейха же сама первая прибежала к Ивану, который не то что не угрожал ей смертью, но даже не просил ее о сексуальных услугах.
    Но в Израиле подобные книги не становятся бестселерами, их не переводят на десятки языков, не снимают телевизионные сериалы.

    Я думаю, что если Г. Яхина, как она выражается, написала свою книгу по воспоминаниям своей бабушки-татарки. Но эта бабушка была уже в конце 30-х годов настолько нереально русифицированной и коммунизированной особой, что Г. Яхина, взяв ее образ как типичный образ татарки того времени, создала ложный образ и своего рода пасквиль на татарскую женщину. Она, как говорится «открыла» миру глаза на татарскую женщину. Так всегда получается с авторами, не знающими глубоко предмет своей книги, но хорошо выучивших литературные технологии. Я думаю, что ляп с этой книгой будет хорошим уроком для автора, и она задумается, в какой стране она живет, и что претерпевает ее народ на данном отрезке истории. Ей давно надо выйти за рамки качественного секса, и понять, что в жизни есть вещи и поважнее.

  2. Прочитал книгу. Простите, но не увидел ничего антитатарского.

  3. В этом произведении каждый увидел ,то чем наполнен сам, ортодоксально настроенные увидели только негатив в отношении татар, на самом деле это трагедия целого поколения ,наших предков, и Алла сакласын пережить такое нам и нашим детям.

  4. Собрались смотреть всей семьей( внучка 10 лет тоже хотела посмотреть),ведь про татар очень мало фильмов, но эти сцены( сексуальные, чуть ли не порнографические) сразу вызвали отвращение.Как Чулпан согласилась на такие сцены, уму непостижимо.Уверена, что многие пожилые татары думают так же.Этот фильм противоречит всем мусульманским канонам.

  5. Г.Яхина – русский писатель ,её “татарские реквизиты ” никого не должны вводить в заблуждение…Книжку прочитал ..ничего особенного не нашёл . Смесь “сталинского ада” с “соцреализмом советской эпохи , ну да.. ” освобождение женщины Востока и прочая лабуда )).Перепевы старого на новый лад. Конечно много авторского худож.вымысла и находишь его именно там где и ожидаешь найти ) Яхина незнакома с татарской культурой и традициями , не знает ни языка , ни даже традиционного уклада жизни татар.( Тем более уклада сталинской эпохи !) Это бросается в глаза и компенсируется фантазией автора. По сути повесть о приключениях девушки зулейхи – это взгляд русского человека на прошлое страны и судьбу татарского народа в эпоху ГУЛАГа. Неплохая книжка но не более того ,смущает только явный идеологический посыл и использование имени Зулейха..Зулейха в татарской классической литературе только одна – это “Зулейха” Исхаки . Этой классике более 100 лет и она уже стала золотым фондом татарской классики. В яхинской “зулейха” ничего татарского нет , это история выживания любым способом в сталинском аду..Для татар давно потерявших связь с культурой/языком и традициями предков книжка будет полезна хотя бы в плане напоминания об их происхождении. Татарской классикой никогда не станет по понятным причинам.

  6. Спасибо за пост! Полностью согласен! Вчера посмотрел первую серию- опустошен моральн,даже сегодня чувство брезгливости не прошло! Татары по сюжету- дикари- где догнал ,там и спарился как обезьяна! Она , эта Яхина хоть знает,что основная нравственная составляющая татарского народа- религиозная! А может она умышленно топечет религиозную составляющую,оскотинивает наш народ!? Стыдно, никогда не проклинал,Но пусть Аллах покарает ее за эту подлость по отношению к моему народу!!!

  7. Люди, опомнитесь ! Как можно столько зла выливать на автора ? хорошо,что про татар хоть как то снимают , когда повальная тюркофобия в мире, Зулейха это не собирательный образ всех татарок того времени …это индивидуальная судьба, индивидуальной женщины . А что не бывает в семье домашнего насилия , не имею ввиду татар . От семейного насилия сколько человек погибают в мире ? Гузель умница . Респект !

  8. “И именно по роману Яхиной люди других народов будут воспринимать татар. И это вина не Яхиной, а большинства наших писателей, вина нашего руководства, не имеющего представления о том, как нужно раскручивать на мировом уровне современную татарскую литературу, отсутствия экспертного сообщества, способного отличить подлинный талант от мастеровитости, ну и в целом наша местечковость. Нам давно уже пора занять достойное место в мировой культуре. Просто надо выйти из леса и осмотреться вокруг — чем живёт мир”.

    Нияз Игламов, литературный критик

  9. Татар воспринимают не по книгам и по кино , а по их поведению и поступкам , в настоящее время .Татары ,мужчины и женщины , обсолютно такие же как и русские , мордва и т.д. Такие же умные и талантливые , или глупые и жестокие.А пытаться из всех татарских мужчин здесь делать 《д,Артаньянов》глупо…..

Comments are closed.