Домой Ислам Ислам в области ЗАКЛЮЧЕНИЕ О МЯСЕ И ШКУРЕ КУРБАНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О МЯСЕ И ШКУРЕ КУРБАНА

0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О МЯСЕ И ШКУРЕ КУРБАНА

Исламские ученый вынесли решение, по которому любой человек, состоятельный или бедный, может употреблять и раздавать мясо животных, зарезанных в качестве курбана. Главное, чтобы это не было назр-курбан.
Желательно, чтобы мясо было поделено на три части. Одну часть оставляет себе сделавший курбан, второй частью угощает гостей и друзей, а третью часть отдает нуждающимся. Доказательством является повеление Всевышнего Аллаха:
«Так ешьте их мясо и кормите обездоленного бедняка!» (аль-Хадж, 22/28).
«Ешьте их [мясо], накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь» (аль-Хадж, 22/36).
Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) передал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) 1/3 частью мяса курбана кормил своих домашних, 1/3 частью мяса кормил бедных соседей, а оставшуюся часть раздавал нуждающимся (Абу Муса аль-Асбахани сообщил это в книге «аль-Вазаиф» и добавил, что этот «хадис хасан». Также передают, что это были слова ибн Мас’уда и ибн Умара (радыйаллаху анхум). Никто из сподвижников не противоречил этому).
С другой стороны, если у кого-либо средний достаток и на его попечении находится большое количество людей (или многодетная семья), то в этом случае человек может все мясо оставить себе.
Сначала Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запрещал мусульманам хранить мясо курбана больше трех дней, но впоследствии он разрешил хранить длительный срок. Однажды он сказал: «Ради бедуинов, которые приходили к нам за продуктами питания, мы запрещали вам хранить мясо больше, чем три дня. Но сейчас Аллах послал нам изобилие. Теперь вы можете хранить мясо так, как вы считаете нужным» (Муслим, Джанаиз, 106; Адахи, 37; Абу Дауд, Ашриба, 7; Тирмизи, Адахи, 14; Насаи, Джанаиз, 100; Фер, 9; Дахая, 36; Ашриба, 40; ибн Маджа, Адахи, 16).
В других хадисах встречаются выражения типа: «Ешьте, храните и раздавайте» или «Ешьте, угощайте и храните» (Бухари, Адахи, 16; Муслим, Адахи, 28, 29, 33; Абу Дауд, Адахи, 9; Тирмизи, Адахи, 14; Насаи, Джанаиз, 100; ибн Маджа, Адахи, 16), означающие, что каждый может поступать с мясом по своему усмотрению.
Продажа шкуры, мяса, жира, головы, молока и шерсти курбана является макрухом. При этом не имеет значения, это жертвоприношение ваджиб или нафиль. Если кто-то решил продать что-либо из этого, ему нужно возместить стоимость проданного. Резка курбана не оплачивается. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Недействительно жертвоприношение того, кто продал шкуру курбана» (Зайлаи, Насбур-райа, 4/218). Этот хадис передавал Хаким и при этом добавил, что «иснад (цпочка передатчиков) сахих».
Али (радыйаллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал мне при резке верблюдов стоять рядом и раздавать мясо и попоны, которыми они были покрыты. При этом он запретил мне производить оплату мясникам за труд мясом жертвенного животного, говоря: «Труд мясников мы оплатим сами» (Муслим, Хадж, 348; Абу Дауд, Луката, Дарими, Манасик, 89).
Хотя шкуру жертвенного животного и другие его части, которым можно найти применение, разрешено использовать самому, продавать их и получать за них деньги не дозволено. Передано, что досточтимая Айша (радыйаллаху анха) и некоторые сподвижники изготавливали из шкур курбана бурдюки для хранения воды (Муслим, Адахи, 28; Абу Дауд, Адахи, 9; Насаи, Дахая, 37). Если такие части проданы, вырученные за них деньги следует пожертвовать. Также не является правильным использовать молоко, шерсть животного, которого собираются принести в жертву. Если ими пользовались, то стоимость этого следует раздать неимущим. Шкуру курбана отдают нуждающимся, или из нее изготавливают молитвенные коврики, или используют в домашнем быту. Стрижка шерсти с животных перед жертвоприношением считается макрухом. Если все-таки животных подстригли, то шерсть необходимо раздать беднякам. Но после того как будет сделан курбан, можно срезать шерсть и использовать для собственных нужд. Разрешается менять шкуры курбана на что-либо, востребованное в домашнем обиходе. Но ни в коем случае нельзя продавать за наличные деньги. Так же нельзя менять шерсть на продукты питания..
Так же, как и закят, перевозка в другую местность мяса курбана является макрухом. То есть зарезать животное в одном городе, а мясо раздавать в другом игнорируя местных нуждающихся. Исключением являются те случаи, когда решают отправить мясо родственникам или более нуждающимся людям.
Любой мусульманин может саваб – вознаграждение за совершенное жертвоприношение посвятить умершим. Для этого в праздничные дни режут скот, это мясо можно есть самому и кормить других людей. Это преобладающее мнение. Если умерший незадолго до смерти завещал совершить за него жертвоприношение, то в этом случае исполняющий его волю не имеет права употреблять мясо курбана. Ему необходимо раздать все мясо (Ибн Абидин, 5/229).
За умершего мусульманина животных режут в праздничные дни. В день Арафа этого нельзя делать.
Хуннаш (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я видел, как Али зарезал двух баранов и спросил у него: «Что это?» Али ответил: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) завещал мне совершить за него курбан. Вот я для этого и режу животных» (Абу Дауд, Адахи, 2).
По мнению шафиитов, без разрешения запрещается совершать жертвоприношение за других. Этого также не делают, если умерший не сделал соответствующего завещания, ибо Аллах повелел:«что человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием» (ан-Наджм, 53/39. см. аш-Ширбини, Мугниль-мухтадж, 4/292).
Обязательным условием для совершения жертвоприношения является пускание крови посредством резки животных. Если это не сделано, то жертвоприношение считается недействительным. Поэтому нельзя давать милостыню в виде животного, или его стоимости. Его нужно обязательно зарезать. Но если в силу каких-либо причин животное не успели зарезать до конца третьего дня праздника, и солнце село, то животное нужно отдать кому-либо, ибо процесс пускания крови перешел в разряд милостыни. Мясо такого животного владелец не может употреблять.
Нежелательно, чтобы скот резал человек из ахл уль-Китаб (христианин или иудей). Категорически запрещается резать курбан огнепоклонникам или атеистам. Однако нет ничего предосудительного, если мясо курбана отдать в качестве дара человеку исповедующему другую религию.
Во время принесения в жертву и разделки жертвенного животного следует уделять самое пристальное внимание чистоте и соблюдению санитарных условий. Не следует загрязнять улицы и окрестности, не допускать появления неприятного запаха и неприглядных зрелищ
Говоря о пользе и скрытом смысле жертвоприношения, можно кратко перечислить следующее: жертвоприношение заставляет нас вспоминать о покорности и самой высокой степени служения своему Господу досточтимых Ибрахима и Исмаила. Фактически, Всевышний Аллах показывая, что Он дал даровал нам все блага, учит нас, каким образом Он повелевает пользоваться ими и жертвовать часть из них. Ибо, как неправильно отказываться пользоваться благами, которые Он даровал нам, также ошибочно бездумно расточать их. Поэтому, с одной стороны, Ислам приказывает совершать жертвоприношение, но, с другой стороны запрещает расточительство (исраф) и причинение мучений животным и даже определяет, с какого возраста их можно приносить в жертву.
Жертвоприношение спасает человека от скупости и любви к имуществу. Способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и помогать бедным. Жертвоприношение связывает людей узами любви и милосердия друг к другу. Оно позволяет всем рабам Аллаха получить долю из Его благ. А также, способствует тому, что люди, все вместе выполняя и индивидуальные и коллективные поклонения обретают благоволение Аллаха и приближаются к Нему.

Наиль – хазрат Биктаев