«Запад Башкортостана – это часть Татарской цивилизации»

0
43

Ученые встали на защиту этноязыковой идентичности татар. В фокусе внимания – Восток Татарстана и Северо-Запад Башкирии.

Научный десант из сотрудников института истории Марджани высадился в столице самого восточного района Татарстана, в Актаныше, чтобы провести научную конференцию, посвящённую истории и населению Восточного Закамья.

Вообще, территория Востока Татарстана и Северо-Запада Башкортостана, которая и обозначается теперь как Восточное Закамье, стала актуальной в преддверии подготовки ко Всероссийской переписи. Дело в том, что ещё с конца позапрошлого года группа политтехнологов из Башкирии, далее получившая в СМИ и в соцсетях обозначение как «этномиссионеры», активизировалась и несколько раз наведывалась в татарстанские деревни на Востоке. 

Этномиссионеры читали лекции и среди слушателей продвигали посылы, что хоть они сегодня себя и чувствуют татарами, но исторически у них башкирское происхождение. Территория идеологической работы этих этномиссионеров простиралась вплоть до Мензелинска и Бугульмы. Конечно, из выступлений получался забавный вывод, что восточной половине Татарстана следует записаться в предстоящей переписи населения (тогда думали, что она пройдёт осенью 2020 года) башкирами, а не татарами. 

Попутно их деятельности «на земле», другие (а может и те же) этномиссионеры занялись идеологической работой на страницах «Википедии», где активно переписывались этнические происхождения различных именитых деятелей культуры, науки и вообще исторических личностей. Татарское происхождение изменялось в пользу башкирского. Также на страницах «Википедии» стали появляться пространные статьи о «северо-западном диалекте» башкирского языка, который на слух татароязычного человека мало чем отличается от татарского литературного языка. И вот на страницах свободной энциклопедии описывался ареал распространения этого диалекта – Восток Татарстана и Северо-Запад Башкортостана. 

Вполне очевидно, что татарская этноязыковая идентичность татар ощутила на себе серьёзный идеологически удар. Общественность всего Татарстана и татары Северо-Запада Башкортостана замерли в ожидании, когда же начнут высказываться публично ученые – историки, социологи, лингвисты, этнографы и так далее. 

15 января, на малой родине первого президента Татарстана, а ныне Госсоветника Минтимера Шаймиева собрались ведущие ученые из института истории Марджани, а также краеведы и общественники из татарских районов Северо-Запада Башкортостана. Шутки шутками, а между прочим башкирские этномиссионеры взяли в работу свежую автобиографическую книгу Шаймиева из серии «ЖЗЛ», вырвали оттуда из контекста описание его происхождения. Шаймиев в книге признаётся, что у него в предках тептяри. Этномиссионеры составили агитационные материалы, где доказывали, что Шаймиев никакой не татарин, а на самом деле башкир, и всё это прокручивали в соцсетях. 

Все казанские ученые выступали, и у каждого в выступлении проходила красной нитью мысль, что до становления Советского Союза термин «башкир» значил не только этнос, но и был сословным обозначением для татар Уфимской губернии (туда ранее входили Мензелинский и Бугульминские уезды, а также Северо-Западные территории сегодняшнего Башкортостана). 

Исследователь татарского языка и его диалектов Олег Хисамов рассказал, какие на самом деле сегодня есть диалекты у татарского языка. Их всего три: средний (казанский), западный и восточный. Самым многочисленным по числу носителей считается казанский диалект татарского языка. 

В тоже время, по его словам, исследователи тюркских языков неоднозначно относятся к «северо-западному диалекту» башкирского, считая, что у литературного башкирского языка есть только восточный и южный диалекты. 

Казанский историк Искандер Измайлов обратил внимание в своем докладе на средневековую историю Восточного Закамья на основе археологических данных. Его выступление было важно, потому что группа башкирских этномиссионеров заявляет о своих исторических территориальных претензиях вплоть до города Болгар и Биляр, заявляя, что их на самом деле основали башкирские племенами буляр и байлар. 

Искандер Измайлов отметил, что территория Восточного Закамья была исторически контактной между разными мирами: с одной стороны, миром государств и цивилизаций, мира ислама, а с другой – языческих племён и кочевого населения. Если на этой территории и было какое-то движение, то только с Запада на Восток, а не наоборот, как это хотят представить этномиссионеры в своих интерпретациях. 

Со слов Измайлова получается, что население Волжской Булгарии, то есть булгары во времена Золотой Орды направились на Восток, чтобы осваивать земли верховья Икско-Бельского междуречья, спуская по течению до середины реки Белая. Булгары занимались земледельем и распространяли таким образом среди местного населения ислам. По маршруту их следования археологи находят различные артефакты и другие признаки пребывания на этих территория. 

Даже сегодня по течению реки Белая можно обнаружить мавзолеи булгаро-татарских суфийских шейхов, которые в средние века активно распространяли ислам. Правда те же этномиссионеры приписывают этим мавзолеям свои легенды. 

– Есть легенды, что там какие-то башкирские ханы похоронены. Но это все современно-сказочная интерпретация. На самом деле это были погребены шейхи, например, есть мавзолей шейха Хусейна. Ниоткуда с юга он не приходил. Он пришёл с территории Булгарского улуса Золотой Орды. Это свидетельство того, что эта территория по реке Белая осваивалась с Запада и осваивалась мусульманским земледельческим поселением, – резюмирует Измайлов.

Социолог Гульнара Габдрахманова рассказала о глубинных исследованиях этнической идентичности татар Северо-Запада Башкортостана. Социологические исследования были сделаны также среди русских семей в соседней республике. 

– Для татар Башкортостана очень важную роль играют расширенный тип семьи. Для русских семей очень важны индивидуалистические цели, связанные с достижением внутренней гармонии. Русские очень много говорили о важности для них личностного саморазвития. В татарских семьях очень много говорили о том, что для них очень важны не только ближайшие родственники, мамы, папы, дедушки и бабушки. Но и дальние родственники. Нам часто говорил в Башкортостане, что решение куда будет поступать ребенок принимается на семейном совете, с привлечением дяди и тёти. Где буде работать тот или ной член семьи – тоже обсуждается на семейном совете у татар Башкирии, – рассказывала спикер.

В целом, социологи проводят исследование татар во многих регионах России. Но о татарах Башкортостана у них сложилось особое впечатление. 

– У татар Башкортостана их «татарскость» более глубокая, более содержательная, более традиционная, чем у татар в других регионах России, – говорит Габдрахманова. 

На конференции также состоялась презентация научно-исторического справочного издания «Татары Уфимского уезда» (материалы переписей населения 1722–1782 гг.)». По словам ответственного редактора издания и заведующего отделом «Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков» Радика Исхакова, ценность источников, на которых основывается содержание научно-исторического справочника в том, что при записи жителей Восточного Закамья и Приуралья в документах четко фиксировался этнический статус. 

Эти данные показывают, что в 18 веке на данной территории существовали сотни татарских деревень, в которых жили ясачные и служилые татары, мещеряки (татары-мишари), татары-тептяри. Среди них – Сарманово, Бугульма, Муслюмово, Альметьевск, Актаныш, Стерлитамак, Стерлибаш, Дюртели и другие населенные пункты. Эти документы неопровержимо доказывают, что татарские деревни Восточного Татарстана и Башкортостана были основаны татарами, в них всегда жили татары, позже переписанные в башкирское сословие, но не потерявшие своей татарской этнокультурной идентичности. 

Справочник находится в свободном доступе на сайте Института истории им. Ш. Марджани.

Ильнур Ярхамов

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here