Домой Жизнь татар «Живет стереотип – на татарском языке хорошего фильма быть не может»

«Живет стереотип – на татарском языке хорошего фильма быть не может»

0
«Живет стереотип – на татарском языке хорошего фильма быть не может»

Первый татарстанский «чуть-чуть мюзикл» «Әпипә» с «8 безумными женщинами», Элвином Греем и Фирдусом Тямаевым выходит в кинотеатрах

Сегодня на пресс-конференции в Казани авторы комедии «Әпипә» рассказывали о том, что картина, о которой вспоминали последние два года, выходит в прокат. Хотя коронавирус и повлиял на продвижение проекта Миляуши Айтугановой, несмотря на обилие в картине звезд татарской эстрады, творческих встреч с участием артистов не запланировано. О том, готова ли Айтуганова вновь работать с режиссером Ильшатом Рахимбаем и что думают эксперты «БИЗНЕС Online» о перспективах проката «Әпипә», — в нашем материале.

Авторы комедии «Әпипә» рассказывали о том, что картина, о которой так долго говорили, наконец-то выходит в прокатАвторы комедии «Әпипә» рассказывали о том, что картина, о которой так долго говорили, наконец-то выходит в прокат. Фото: Альфред Мухаметрахимов

«ЛЮДИ НАХОДЯТСЯ  В СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРЕССИИ, А ТАКИЕ ФИЛЬМЫ ДАЮТ СВЕТ»

«Миляуша Лябибовна пригласила пить чай, что-то подсыпала — и я проснулся уже на съемках в Альметьевске в компании 8 безумных женщин», — так описывал два с лишним года назад начало своей работы над фильмом «Әпипә» режиссер Ильшат Рахимбай. Директор «Татаркино», продюсер Миляуша Айтуганова пригласила его в свой проект, который должен был стать первым татарским киномюзиклом. Тогда «Әпипә», а еще шел процесс съемок, презентовали на фестивале мусульманского кино и непосредственность и обаяние актрис и постановщика совершенно очаровало публику.  И вот в следующий четверг, 12 ноября, картина должна попасть в кинотеатры Татарстана и не только.

По сюжету фильма, автором сценария которого выступил известный писатель Марат Кабиров, татарская поп-группа «Әпипә», состоящая из 8 артисток, колесит на взятом в аренду автобусе по сельским домам культуры республики. Причем водителя автобуса играет Фирдус Тямаев, а звукорежиссера — Элвин Грей, а среди солисток коллектива — Алсу АбульхановаАлина ШарипжановаДиля Нигматуллина и др. В музыкальной комедии «Әпипә» звучит 13 песен, причем половина из них совершенно новые, и что-то должно войти в репертуар того же Тямаева.

«Поскольку ваша газета очень серьезная, стоит всем зрителям сказать, что в полном смысле слова назвать этот фильм мюзиклом нельзя, — говорил Рахимбай в интервью „БИЗНЕС Online“ в конце 2018 года. — Во-первых, не позволяет бюджет, во-вторых, условия, в которых мы находимся. У нас нет такого расклада: а давайте краны тут возьмем, давайте танцоров 100 штук! Здесь — нет. Мы назвали фильм мюзиклом скорее с точки зрения маркетинга. Недавно я принял решение, что будем его называть „первым татарским чуть-чуть мюзиклом“ — это вроде и смешно, но, по сути, правда». Также режиссер рассказывал, что для Айтугановой это практически первый фильм, который «она снимает практически полностью на свои деньги».  А, например, со съемками в Альметьевске помогал лично тогда еще мэр города, а сегодня республиканский министр Айрат Хайруллин. И, кстати, определение «чуть-чуть мюзикл» за картиной так и закрепилось.

Интересно, что «Әпипә» уже показывали тремя сеансами в кинотеатре «Мир» в сентябре 2019-го, когда у фильма еще не было прокатного удостоверения. Тогда многие отметили, что картине пока далеко до художественного совершенства, хотя зрители и искренне хлопали авторам. Айтуганова тогда говорила, что показанная версия «чуть-чуть мюзикла» еще не доработана до окончательной, которая должна попасть в кинотеатры.


«Я БУДУ ПОЛУЧАТЬ ДЕНЬГИ ОТ ПРОКАТА, ПОЭТОМУ И СТАРАЮСЬ»

Что касается того, где именно можно будет увидеть с 12-го числа «Әпипә», то, помимо всех площадок «Татаркино» по Татарстану, это сеть «Синема 5» (Казань, Набережные Челны), «Алмаз Синема» (Казань), «Мадагаскар» (Набережные Челны, Бугульма). Также ожидаются показы в Симферополе, Вятских Полянах, ряде населенных пунктов Башкортостана… Айтуганова заметила, что непросто попасть с региональным кино в федеральные сети кинотеатров: «Мы в свое время хотели «Муллу» прокатать, но российские сети нам сказали: „Возьмем ваш фильм, если он соберет 200 миллионов рублей“. Поэтому сейчас нужно аудиторию приучить смотреть татарские фильмы, ведь до сих пор живет стереотип — на татарском языке хорошего фильма быть не может. Я считаю, что сегодня нам нужны комедии. Люди находятся в социальной депрессии, а такие фильмы дают свет, надежду на будущее».

Сегодняшняя пресс-конференция, посвященная выходу в прокат первого татарского мюзикла «Әпипә», как и положено, прошла полностью на татарском языке.

Ну а журналистов более всего интересовала экономическая сторона вопроса. Правда, директор «Татаркино» Айтуганова предпочитала уходить от разговора о конкретных суммах, но сообщила, что перед авторами проекта стоит задача как минимум окупить вложенные средства. Хотя сумму бюджета картины не назвала и даже пожурила акул пера, которых интересует финансовая часть. Кстати, на данный момент самой успешной в прокате татарстанской картиной является «Водяная» Алексея Барыкина, собравшая 2 млн рублей, — сумма скромная и меньше затраченных на фильм, но для республики все равно событие.

Без детализации остался вопрос о гонорарах, хотя Айтуганова повторила, что актеры пока не получили ни копейкиБез детализации остался вопрос о гонорарах, хотя  Айтуганова отметила, что актеры пока не получили ни копейки. Фото: скриншот видео

Будут ли побиты цифры «Водяной»? Одна из героинь «Әпипә», актриса Тинчуринского театра Резеда Саляхова, заметила: «Надо учесть, что „Водяная“ прошла  до ограничительных мер, при полных залах». Пандемия, кроме 50-процентной заполняемости кинотеатров, внесет еще одну коррективу — творческих вечеров с актерами, снявшимися в картине, не будет.  Так что больших шоу-мероприятий с участием Грея или Тямаева ждать не стоит. Но главный мишарин татарской эстрады Тямаев обещал включить песни из фильма в свой репертуар.

Без детализации остался вопрос о гонорарах, хотя Айтуганова повторила, что актеры пока не получили ни копейки. «Никому ничего не платили, мы поговорили с артистами, что сначала дойдем до проката, а там посмотрим. Естественно, за техническое оборудование, камеры, свет, звук — за все это заплачено», — сказала продюсер. Рахимбай сообщил: «Я буду получать деньги от проката, поэтому и стараюсь. Например, если соберется тысяча рублей, мне от них достанется 200 или 250». Но тут Миляуша Лябибовна его поправила: мол, Ильшату часть денег уже заплатили, почему, дескать, ты не говоришь об этом? Режиссеру пришлось дать признательные показания — он утвердительно закивал головой.

Тут сразу же вспомнилась ситуация вокруг проекта «Алмачуар», инициатором которого был Рахимбай, а теперь его реализует Айтуганова с казахстанскими коллегами. Ждать ли после этого новых совместных работ творческого тандема? «Я в дальнейшем готова с ним работать», — бросила продюсер в адрес режиссера. А Рахимбай добавил, что «Алмачуар» будет темой следующей пресс-конференции.

Без детализации остался вопрос о гонорарах, хотя Айтуганова повторила, что актеры пока не получили ни копейкиС 12-го числа «Әпипә», помимо площадок «Татаркино», можно будет увидеть в сетях «Синема 5», «Алмаз Синема», «Мадагаскар». Ожидаются показы в Симферополе, Вятских Полянах, ряде населенных пунктов Башкортостана… Фото: скриншот видео

«У КАЖДОГО ИЗ ЭТИХ АКТЕРОВ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ФАН-КЛУБОВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили прокатные перспективы «Әпипә».

Рамиль Тухватуллин,депутат Госсовета РТ, народный артист РТ, кинорежиссер:

— Вопрос дистрибьюции — очень сложный. У меня был опыт, когда я снял фильм «Дилемма» и мы пустили его в прокат. Наша попытка оказалась достаточно удачной: и в рекламу вложились в Казани, и баннеры с рекламой нашего фильма были везде — на Кремлевской, на Павлюхина, в знаковых местах. Этот фильм посмотрели большое количество зрителей, но заработанных денег все равно оказалось недостаточно, чтобы оправдать фильм в финансовом отношении. Вложенные средства зачастую не оправдываются. Как показывает опыт, дистрибьюторы, которые дают в аренду свои кинотеатры, часто работают по схеме «50 на 50». И это достаточно грабительский процент. Так что получается, что производитель по большому счету дает возможность заработать дистрибьюторам. Поэтому я не уверен, что прокат данного фильма оправдает затраты на его съемку. Я бы даже с большой долей уверенности сказал, что это не получится.

Если же говорить об интересе к фильму, я думаю, что он существует. Как говорят, если ты знаешь 6 человек, — ты знаешь весь мир! У каждого из этих актеров так называемых (потому что участники фильма не актеры, а певцы) огромное количество фан-клубов. Поэтому у их поклонников, друзей, знакомых будет большой интерес посмотреть данное кино. Что касается русскоязычного зрителя, то здесь, наверное, надо говорить избирательно. Кто интересуется национальной кинематографией, тот, может быть, и придет ради интереса. Тут очень сложно прогнозировать поток зрителей. Сам жанр мюзикла очень легкий, но я данный фильм не видел, поэтому оценивать его никак не могу. Непонятно, какая природа юмора там будет заложена.


Адиля Хайбуллина — киновед, обозреватель «БИЗНЕС Online»:

— Об этом проекте я, конечно, слышала и знакома с частью людей, которые над ним работали. Сам фильм не смотрела, поэтому никак не могу его оценить. Я видела отрывки, но было бы непрофессионально и неправильно высказываться о фильме только на их основе. В плане востребованности… Вы знаете, все зависит от того, какой аудитории это будет интересно. Там присутствуют звезды татарской эстрады, достаточно узнаваемые актеры, артисты и медийные личности. Так что для кого-то, кто является поклонником данных персонажей, подобной эстрадной культуры, для них, может быть, и будет интересно. Но мне кажется, что лучше, если бы это был более телевизионный проект. Я его не рассматриваю как кинотеатральный, а скорее рассматриваю как проект для телевизионного канала. Мне кажется, там мюзикл могло ожидать другое будущее, более перспективное.

А насчет того, принесет ли подобный фильм прибыль… Я думаю, что вполне. Ведь одно дело — какая-то художественная составляющая фильма, а другое — то, как с ним работают в плане его проката и демонстрации в кинотеатрах и вообще, как работает постпродакшн. Есть примеры, когда постпродакшн работает очень круто и  серьезно и картина выходит на уровень не только российский, но и на европейский,  мировой. Все зависит от того, как с ним работать.

Персоны: Хайруллин Айрат РинатовичАйтуганова Миляуша Лябибовна

Альфред МухаметрахимовАлександр Гавриленко


business-gazeta