Жизнь известного писателя была полна нравственных исканий, сомнений и разочарований
Биография
Родился 1 января 1886 года в Ново-Татарской слободе в семье имама мечети «Иске Таш». Учился в одном из популярнейших по тому времени медресе «Мухаммадия».
В 1905—1907 годах работает секретарём журнала «Тербиете-этфаль» (Воспитание молодежи) в Москве. В 1907 году организует в Казани еженедельную газету «Эль-Ислах».
В 1909 году переводит на татарский учебник языка эсперанто.
С 1912 по 1917 год руководит националистической газетой «Кояш» (Солнце), пишет в литературно-художественном журнале «Анг» и юмористическом журнале «Ялт-йолт». Дружил с поэтом Габдуллой Тукаем
Фатих Амирхан и Габдулла Тукай
Жизнь Фатих Амирхана была полна нравственных исканий, сомнений, разочарований. Писатель питал большие надежды на революционные преобразования в России.
С искренней радостью Амирхан встретил Февральскую революцию. В 1920 году приветствовал образование Татарской АССР.
В двадцатые годы в прессе прошел ряд публикаций обвиняющих Ф. Амирхана во всех смертных грехах. На тот момент уже тяжело больной туберкулёзом писатель пратически не отреагировал на эти статьи. Последние дни публицист прожил недалеко от Ново-Татарской слободы в доме на улице Большая Красная.
Неизлечимая болезнь (у него были парализованы обе ноги), потрясения от мировой войны 1914—1918 годов, Гражданской войны, голода в Поволжье приводят Амирхана к мистицизму, который не покидает его до самой смерти. Писатель скончался 9 марта 1926 года и был похоронен на мусульманском кладбище рядом с могилами отца, дяди, деда. Похоронен был Амирхан и по-граждански, и с муллами по-религиозным обрядам, хотя не раз в своих произведениях высказывал своё видение религии, сильно отличное от того ислама, который есть.
Могила поэта на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани
Творчество
Фатих Амирхан известен как один из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ века. Художественные искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый экспериментатор в области модернистских течений – импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др.
Фатих Амирхан. 1915 г.
Фатих Амирхан пришел в литературу с романтическим рассказом «Гарәфә көн төшемдә» («Сон накануне праздника», 1907 г.). Как писатель-просветитель, подвергал критике феодальную косность татарского общества, ратовал за идеалы национального возрождения.
В повести «Фәтхулла хәзрәт» («Фатхулла хазрет», 1909 г.), вошедшей в классику татарской сатирической литературы начала ХХ века, высмеиваются приверженцы средневековых устоев жизни.
Основой пьесы «Яшьләр» («Молодежь»), написанной в том же году, стали идеалы и устремления татарской разночинной молодежи, которые выражались в стремлении разрушить все старое, связанное с бытом и нравами кадимистов (см. кадимизм), в страстной защите свободы личности, права татарской молодежи на европейское образование, европейский образ жизни.
В романтической повести «Хәят» («Хаят», 1911 г.) показана духовная драма татарской девушки, с детства приобщенной к русской культуре. Основное внимание автора направлено на раскрытие внутреннего мира героини, вынужденной жить по канонам патриархальной морали. Традиционный для татарской литературы конца XIX – начала ХХ веков конфликт отцов и детей воплощен автором в духе романтизма.
В повести доминируют эстетика прекрасного, глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психологического анализа: портреты, внутренние монологи, описание чувств, пейзаж.
Источник: tatarica.org