На 6 октября намечено очередное заседание комиссии по вопросам сохранения и развития татарского языка под руководством вице-спикера Госсовета РТ Марата Ахметова. «БИЗНЕС Online» удалось познакомиться с повесткой мероприятия заранее. Напомним, предполагалось, что новый орган при президенте РТ займется изучением лучших методик преподавания татарского языка, развитием полилингвального образования, а также взаимодействием с федеральными органами по этим вопросам и таким образом нащупает выход из серьезнейшего языкового кризиса, в котором республика пребывает с 2017 года.
Однако уже первое рабочее заседание показывает, что пока до этого очень далеко. Сейчас структура из 35 человек, абсолютное большинство которых — чиновники, парламентарии, а также бюрократы от образования и науки, судя по всему, видит пути развития и сохранения татарского языка не в образовании, а в многочисленных конкурсах (!). Парадокс, но это так: все из 15 вопросов, вынесенных на заседание, посвящены объявлению того или иного конкурса.
Так, докладчики станут презентовать литературный конкурс, за проведение которого будет ответственно «Татмедиа»; творческий конкурс-лабораторию «Үз юлым» также от «Татмедиа»; конкурс среди мастеров художественного слова «Tatar сүзе» от Татарской госфилармонии; конкурс среди преподавателей родных языков в школах и детских садах, причем не только татарского, но и чувашского, удмуртского, марийского и мордвы (ответственный — минобрнауки РТ); конкурс детской песни на «Шаян ТВ» и др. На заседании также будут рассмотрены пути популяризации татарского сегмента «Википедии», вопросы об увековечивании имен лауреатов Тукаевской премии, организации подписной кампании в районах республики и т. д.
Между тем, по нашей информации, в комиссию Ахметова пришло немало предложений от общественников и экспертов по сохранению и развитию татарского языка. И первым пунктом там стоит предложение о необходимости создания образовательной системы на татарском языке. Общественники, включая продвинутую молодежь, просят обратить особое внимание на образование на родном языке, в частности создать сеть татарских детских садов, организовать кружки по робототехнике, экологии и прочему на татарском языке, продолжить работу по включению татарского как государственного языка РТ в школьную образовательную программу, продолжить разработку современных методик преподавания языка на примере учебника «Салям!», провести мониторинг татарских школ, преподавание в которых ведется на русском языке, а также претворить в жизнь идею многострадального Национального университета как венца системы образования.
Безусловно, для реализации подобных инициатив необходимо серьезное концептуальное и экспертное сопровождение, что потребует другого уровня функционирования комиссии и привлечения туда свежих интеллектуальных сил, с которыми нужно уметь взаимодействовать. От того, как сможет опытнейший администратор Марат Готович справиться с такими вызовами, во многом будет зависеть как успех самого дела, так и политическая ситуация в республике и татарском мире, ибо языковый кризис негласно стал одной из болевых точек внутренней политики в республике.