Казанский институт культуры — удивительный вуз, где студентам преподают звезды, а потом студенты сами становятся звездами
Несмотря на эпидемию, вуз живет полной жизнью. Чего стоит, например, осуществленный здесь проект «Капсула времени», призванный сохранить для будущих поколений лучшие образцы культуры и искусства, традиций, обрядов Татарстана, других регионов России и зарубежных стран, или масштабный марафон «Телемост дружбы: культура народов Поволжья и России». О жизни вуза «БИЗНЕС Online» рассказала ректор Казанского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор Роза Ахмадиева.
Роза Ахмадиева — заслуженный деятель науки РТ: «У нас широкий спектр направлений подготовки. Это искусствознание, культуроведение и социокультурные проекты, сценические искусства и литературное творчество, музыкальное, изобразительное и прикладные виды искусств — их более 70»Фото предоставлено КазГИКом
В ИНСТИТУТЕ ЕЖЕГОДНО БОЛЬШОЙ КОНКУРС, НЕ МЕНЬШЕ 10 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО
— Роза Шайхайдаровна, пожалуйста, расскажите, что такое сегодня Казанский институт культуры?
— Я бы ответила так: это один из динамично развивающихся ведущих региональных центров культуры, науки, образования и искусства. Причем здесь классические традиции высшей школы сочетаются с передовыми образовательными технологиями, которые играют все более активную интеграционную роль в региональном, федеральном и международном образовательном пространстве.
— Какие специальности можно получить в вузе?
— У нас широкий спектр направлений подготовки. Это искусствознание, культуроведение и социокультурные проекты, сценические искусства и литературное творчество, музыкальное, изобразительное и прикладные виды искусств — их более 70. При приеме абитуриентов в институте ежегодно большой конкурс, не меньше 10 человек на место. А на направление «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» летом 2020-го было 15 человек на место. И показатели ЕГЭ у абитуриентов высокие, в этом году — 75 баллов и выше.
«Сегодня у нас обучаются 1 687 студентов, из них 985 – очно, 703 – заочно. Учатся также 59 аспирантов. К нам поступают не только татарстанцы, но и жители других регионов России и разных стран»Фото: Андрей Титов
— Сколько в институте студентов?
— Сегодня у нас обучаются 1 687 человек, из них 985 — очно, 703 — заочно. Учатся также 59 аспирантов. К нам поступают не только татарстанцы, но и жители регионов России и разных стран. Так, 68 наших студентов из других государств
„
это Казахстан, Туркменистан, Китай, Конго, Египет, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Вьетнам, Индонезия, Сирия, Ангола, Азербайджан, Бразилия, Палестина, Экваториальная Гвинея, Латвия, Монголия, Мозамбик, Никарагуа, Южная Африка, Абхазия.
— Впечатляет!
— Будущие студенты приходят к нам с высоким уровнем подготовки, и это радует. Уже начиная с первого курса они показывают хорошие знания и умения в творческой сфере, занимают призовые места в международных и всероссийских конкурсах.
— Какой в институте профессорско-преподавательский состав?
— У нас 167 штатных преподавателей, в их числе доктора, кандидаты наук, профессора, доценты, а также заслуженные деятели культуры и искусств, заслуженные деятели науки, народные и заслуженные артисты не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации. Много молодых, перспективных преподавателей, которые в дальнейшем, надеемся, станут кандидатами и докторами наук. Для этого в нашем институте созданы все условия.
«Компьютерных классов у нас 11, они отвечают современным требованиям. А два класса вообще узкоспециализированные, для подготовки специалистов по направлениям „звукорежиссура“ и „анимация“»Фото: Андрей Титов
ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» ЗВУЧАЛА НА ЯЗЫКАХ ВСЕХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
— Каково материально-техническое обеспечение института? Он особый, здесь есть, например, класс грима, класс сценического движения и танца, имеются театральные реквизиты и даже ткацкий станок… Есть, естественно, компьютерные классы.
— Компьютерных классов у нас 11, они отвечают современным требованиям. А два класса вообще узкоспециализированные, для подготовки специалистов по направлениям „звукорежиссура“ и „анимация“. Об уровне компьютеризации института говорит уже то, что на нашей базе проводятся соревновательные этапы Worldskills Russia по направлению „звукорежиссура“. Многие учебные аудитории оснащены мультимедийным оборудованием, например акустической аппаратурой и проекторами. Наверное, стоит упомянуть, что институт также имеет два лингафонных класса, кинопавильон, телестудию, кинофотолабораторию, две студии звукозаписи, учебный театральный зал, залы, оснащенные хореографическими станками, мастерские для занятий и творчества в сфере декоративно-прикладного, художественного и изобразительных искусств, классы для вокальной и инструментальной подготовки обучающихся… Кроме того, у нас есть современный концертный зал, музей, библиотека с электронным читальным залом и залом периодики, оснащенными компьютерной техникой, собственный спортивный комплекс.
— В институте культуры в приоритете творческие проекты. Какие получились особенно яркими?
— Только в 2020 году, несмотря на эпидемию, у нас было сразу несколько крупных проектов. Это, например, «Капсула времени» — такая капсула установлена перед главным входом в институт, на торжественном открытии в нее заложили первую флешку. Капсула сохранит лучшие образцы культуры и искусства, традиций, обрядов Татарстана, других регионов России, зарубежных стран, причем не только наших дней, а прошедших 100 лет. Ее формировали специалисты из разных областей культуры, включая туда и образцы своего творчества, и знаковые произведения. Их нам шлют еще до сих пор…
Также мы провели Сабантуй онлайн, чтобы привлечь внимание татарстанцев к культурным ценностям нашего региона, их возрождению и популяризации. Участвовал вуз и в масштабной акции «Наш День Победы», где впервые песня «День Победы» звучала на языках всех народов Поволжья.
В сентябре-октябре институт провел первый всероссийский «AR/VR* хакатон в сфере культуры», причем с использованием 3D-технологий виртуальной и дополненной реальности. В его программе был международный форум Kazan Digital Week–2020* в онлайн-формате под патронажем правительства РФ и РТ. На хакатоне наш институт выступил заказчиком на разработку сервисов для путешествий по культурным объектам с использованием виртуальной и дополненной реальности. В рамках форума 24 сентября состоялась организованная нашим вузом панельная дискуссия «Цифровая трансформация в культуре: тренды-2020», в которой приняли участие замминистра культуры России Максим Ксензов, заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, министр культуры РТ Ирада Аюпова, директор департамента информационного и цифрового развития минкульта РФ Вадим Ваньков. Панельную дискуссию посмотрели более 9 тысяч человек.
Мероприятий на хакатоне было много, обо всех не расскажешь. Но хочу упомянуть марафон «Телемост дружбы: культура народов Поволжья и России». Это масштабное мероприятие, объединяющее разные российские вузы. Марафон включил в себя 22 уникальные постановки в области обрядовой праздничной культуры.
«Нашим студентам преподают не только педагоги вуза, но и звезды. Неудивительно, что потом выпускники сами становятся звездами»Фото предоставлено КазГИКом
ГОРДИМСЯ НАШИМИ ВЫПУСКНИКАМИ
— Интересно у вас учиться! А ваши выпускники востребованы?
— Безусловно. Каждый год в институте проходит единый день трудоустройства. Мы приглашаем на него работодателей Татарстана и соседних республик, которые представляют имеющиеся у них вакансии. Вообще, с работодателями работаем плотно. Учитываем их мнение при формировании учебных планов, приглашаем участвовать в учебном процессе, государственной итоговой аттестации, приеме творческих экзаменов. Особое место занимает целевой прием в вуз.
— Где работают выпускники?
— Тут тоже выбор большой. Это центральные библиотечные системы, центральные клубные системы Татарстана и других регионов, детсады, школы, детские школы искусств, детские музыкальные школы, центры внешкольной работы, детского творчества, школы и студии танцев… Кроме того, молодежные центры, дома культуры, хореографические коллективы, культурно-досуговые центры, объединение подростковых клубов… Мы гордимся нашими выпускниками. Среди них, например, Артур Абдрашитов — зампредседателя Госкомитета РТ по туризму, Наиля Валиуллина — директор Республиканской юношеской библиотеки РТ, Михаил Васютин — замглавы правительства, министр культуры Марий Эл, Рашид Мустафин — руководитель и главный дирижер оркестра Государственного ансамбля песни и танца РТ, Кадим Нуруллин — директор Татарской госфилармонии имени Тукая, Раушания Саубанова — директор Казанского техникума народных художественных промыслов, Салават Фатхутдинов — знаменитый певец, народный артист РТ, Айрат Хаметов — народный артист РТ, художественный руководитель Госансамбля песни и танца РТ, Ильфир Якупов — директор Татарского театра имени Камала… Я долго могу перечислять. Нашим студентам преподают не только педагоги вуза, но и звезды. Неудивительно, что потом выпускники сами становятся звездами.
— Институт культуры много лет является одним из ведущих научных центров Среднего Поволжья по исследованию фундаментальных проблем развития мировой культуры, национальных культур народов Поволжья… Важнейшие темы!
— В нашем вузе четыре серьезные научные школы. Это «Документ как объект исследования культуры», «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», «Философско-культурологические проблемы постнеклассической науки» и «Генезис культурных форм в контексте мирового историко-культурного процесса». Могу сказать о некоторых — все не охватишь — исследованиях, которые они проводят. Например, «Татарская учебная книга конца XVIII – начала XX века», «История художественных ремесел Татарстана во второй половине XIX – начале XXI века», «Инновационные мультимедиатехнологии в визуализации историко-культурного наследия РТ в музейной сфере в конце XX – начале XXI века», «Социально-культурные условия развития межкультурной коммуникации студенческой молодежи»… Все исследования очень востребованы.
— На сайте института отмечено, что он сотрудничает с учебными заведениями 19 (!) государств.
— Да, мы стараемся развиваться в ногу со временем. У нас очень тесное сотрудничество, например, с Казахским национальным университетом имени аль-Фараби. До начала пандемии несколько раз был обмен студентами, такая тенденция будет продолжаться. Наши преподаватели и студенты выступали с мастер-классами в Венгрии, Сенегале, ЮАР. В рамках мирового чемпионата WorldSkills мы смогли тесно подружиться с представителями таких стран, как Вьетнам, Индонезия, и мы до сих пор сотрудничаем. Так что международная деятельность занимает особое место в жизни вуза.
Наш вуз успешно решает поставленные задачи и уверенно идет по пути вхождения в международное научно-образовательное пространство, повышение позиций в международных и национальных рейтингах, формирования творческой элиты нашей страныФото предоставлено КазГИКом
— В институте действует центр непрерывного образования и повышения квалификации специалистов сферы культуры и искусства.
— Он был создан в нынешнем году по поручению президента и министерства культуры РТ. В центре спроектирована система непрерывного образования — на основе кадрового аудита и разработанных по его результатам индивидуальных планов профессионального развития управленцев всех уровней сферы культуры. Основной контингент — специалисты сферы культуры и искусства. Для них есть 15 программ профессиональной переподготовки и 22 программы повышения квалификации как в очном формате, даже с выездами в районы, так и в дистанционной форме. Слушатели не только из Татарстана, но из других регионов России, стран СНГ. С января следующего года центр приобретет статус федерального по обучению цифровой культуре.
— Какие планы сегодня у Казанского института культуры?
— В 2020 году вузом разработана концепция формирования культурной компетентности личности, которая включает 7 последовательных ступеней обучения, охватывающих все возрастные группы населения, от рождения до «третьего возраста». По поручению президента республики вузом разработана стратегия развития кадрового потенциала отрасли культуры совместно с министерством культуры РТ, центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при кабинете министров РТ. Так что сегодня наш вуз успешно решает поставленные задачи и уверенно идет по пути вхождения в международное научно-образовательное пространство, повышение позиций в международных и национальных рейтингах, сохранения национальной идентичности народов Татарстана и России, формирования творческой элиты нашей страны.
*AR — от англ. augmented reality, в переводе «дополненная реальность»;
VR — от англ. virtual reality, в переводе «искусственная реальность»
Kazan Digital Week–2020 — Цифровая неделя в Казани–2020
Партнерский материал
12+