Роза Ахмадиева: «Наша задача – формирование творческой элиты Татарстана и всей России»

0
55

Казанский институт культуры — удивительный вуз, где студентам преподают звезды, а потом студенты сами становятся звездами

Несмотря на эпидемию, вуз живет полной жизнью. Чего стоит, например, осуществленный здесь проект «Капсула времени», призванный сохранить для будущих поколений лучшие образцы культуры и искусства, традиций, обрядов Татарстана, других регионов России и зарубежных стран, или масштабный марафон «Телемост дружбы: культура народов Поволжья и России». О жизни вуза «БИЗНЕС Online» рассказала ректор Казанского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор Роза Ахмадиева.

Роза Ахмадиева: «У нас широкий спектр направлений подготовки. Это искусствознание, культуроведение и социокультурные проекты, сценические искусства и литературное творчество, музыкальное искусство, изобразительное и прикладные виды искусств — их более 70-ти»Роза Ахмадиева — заслуженный деятель науки РТ: «У нас широкий спектр направлений подготовки. Это искусствознание, культуроведение и социокультурные проекты, сценические искусства и литературное творчество, музыкальное, изобразительное и прикладные виды искусств — их более 70»Фото предоставлено КазГИКом

В ИНСТИТУТЕ ЕЖЕГОДНО БОЛЬШОЙ КОНКУРС, НЕ МЕНЬШЕ 10 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО

— Роза Шайхайдаровна, пожалуйста, расскажите, что такое сегодня Казанский институт культуры?

— Я бы ответила так: это один из динамично развивающихся ведущих региональных центров культуры, науки, образования и искусства. Причем здесь классические традиции высшей школы сочетаются с передовыми образовательными технологиями, которые играют все более активную интеграционную роль в региональном, федеральном и международном образовательном пространстве.

— Какие специальности можно получить в вузе?

— У нас широкий спектр направлений подготовки. Это искусствознание, культуроведение и социокультурные проекты, сценические искусства и литературное творчество, музыкальное, изобразительное и прикладные виды искусств — их более 70. При приеме абитуриентов в институте ежегодно большой конкурс, не меньше 10 человек на место. А на направление «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» летом 2020-го было 15 человек на место. И показатели ЕГЭ у абитуриентов высокие, в этом году — 75 баллов и выше.

«Сегодня у нас обучаются 1687 студентов, из них 985 очно, 703 –заочно. Учатся также 59 аспирантов. К нам поступают не только татарстанцы, но и жители других регионов России, и разных стран»«Сегодня у нас обучаются 1 687 студентов, из них 985 – очно, 703 – заочно. Учатся также 59 аспирантов. К нам поступают не только татарстанцы, но и жители других регионов России и разных стран»Фото: Андрей Титов

— Сколько в институте студентов?

— Сегодня у нас обучаются 1 687 человек, из них 985 — очно, 703 — заочно. Учатся также 59 аспирантов. К нам поступают не только татарстанцы, но и жители регионов России и разных стран. Так, 68 наших студентов из других государств 

это Казахстан, Туркменистан, Китай, Конго, Египет, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Вьетнам, Индонезия, Сирия, Ангола, Азербайджан, Бразилия, Палестина, Экваториальная Гвинея, Латвия, Монголия, Мозамбик, Никарагуа, Южная Африка, Абхазия.

— Впечатляет!

— Будущие студенты приходят к нам с высоким уровнем подготовки, и это радует. Уже начиная с первого курса они показывают хорошие знания и умения в творческой сфере, занимают призовые места в международных и всероссийских конкурсах.

— Какой в институте профессорско-преподавательский состав?

— У нас 167 штатных преподавателей, в их числе доктора, кандидаты наук, профессора, доценты, а также заслуженные деятели культуры и искусств, заслуженные деятели науки, народные и заслуженные артисты не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации. Много молодых, перспективных преподавателей, которые в дальнейшем, надеемся, станут кандидатами и докторами наук. Для этого в нашем институте созданы все условия.

«Компьютерных классов у нас 11, они отвечаю современным требованиям. А два класса вообще узкоспециализированные, для подготовки специалистов по направлениям звукорежиссура и анимация»«Компьютерных классов у нас 11, они отвечают современным требованиям. А два класса вообще узкоспециализированные, для подготовки специалистов по направлениям „звукорежиссура“ и „анимация“»Фото: Андрей Титов

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» ЗВУЧАЛА НА ЯЗЫКАХ ВСЕХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

— Каково материально-техническое обеспечение института? Он особый, здесь есть, например, класс грима, класс сценического движения и танца, имеются театральные реквизиты и даже ткацкий станок… Есть, естественно, компьютерные классы.

— Компьютерных классов у нас 11, они отвечают современным требованиям. А два класса вообще узкоспециализированные, для подготовки специалистов по направлениям „звукорежиссура“ и „анимация“. Об уровне компьютеризации института говорит уже то, что на нашей базе проводятся соревновательные этапы Worldskills Russia по направлению „звукорежиссура“. Многие учебные аудитории оснащены мультимедийным оборудованием, например акустической аппаратурой и проекторами. Наверное, стоит упомянуть, что институт также имеет два лингафонных класса, кинопавильон, телестудию, кинофотолабораторию, две студии звукозаписи, учебный театральный зал, залы, оснащенные хореографическими станками, мастерские для занятий и творчества в сфере декоративно-прикладного, художественного и изобразительных искусств, классы для вокальной и инструментальной подготовки обучающихся… Кроме того, у нас есть современный концертный зал, музей, библиотека с электронным читальным залом и залом периодики, оснащенными компьютерной техникой, собственный спортивный комплекс.

— В институте культуры в приоритете творческие проекты. Какие получились особенно яркими?

— Только в 2020 году, несмотря на эпидемию, у нас было сразу несколько крупных проектов. Это, например, «Капсула времени» — такая капсула установлена перед главным входом в институт, на торжественном открытии в нее заложили первую флешку. Капсула сохранит лучшие образцы культуры и искусства, традиций, обрядов Татарстана, других регионов России, зарубежных стран, причем не только наших дней, а прошедших 100 лет. Ее формировали специалисты из разных областей культуры, включая туда и образцы своего творчества, и знаковые произведения. Их нам шлют еще до сих пор…

Также мы провели Сабантуй онлайн, чтобы привлечь внимание татарстанцев к культурным ценностям нашего региона, их возрождению и популяризации. Участвовал вуз и в масштабной акции «Наш День Победы», где впервые песня «День Победы» звучала на языках всех народов Поволжья.

В сентябре-октябре институт провел первый всероссийский «AR/VR* хакатон в сфере культуры», причем с использованием 3D-технологий виртуальной и дополненной реальности. В его программе был международный форум Kazan Digital Week–2020* в онлайн-формате под патронажем правительства РФ и РТ. На хакатоне наш институт выступил заказчиком на разработку сервисов для путешествий по культурным объектам с использованием виртуальной и дополненной реальности. В рамках форума 24 сентября состоялась организованная нашим вузом панельная дискуссия «Цифровая трансформация в культуре: тренды-2020», в которой приняли участие замминистра культуры России Максим Ксензов, заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, министр культуры РТ Ирада Аюпова, директор департамента информационного и цифрового развития минкульта РФ Вадим Ваньков. Панельную дискуссию посмотрели более 9 тысяч человек.

Мероприятий на хакатоне было много, обо всех не расскажешь. Но хочу упомянуть марафон «Телемост дружбы: культура народов Поволжья и России». Это масштабное мероприятие, объединяющее разные российские вузы. Марафон включил в себя 22 уникальные постановки в области обрядовой праздничной культуры.

«Нашим студентам преподают не только педагоги вуза, но и «звезды», не удивительно, что потом выпускники сами становятся «звездами»«Нашим студентам преподают не только педагоги вуза, но и звезды. Неудивительно, что потом выпускники сами становятся звездами»Фото предоставлено КазГИКом

ГОРДИМСЯ НАШИМИ ВЫПУСКНИКАМИ

— Интересно у вас учиться! А ваши выпускники востребованы?

— Безусловно. Каждый год в институте проходит единый день трудоустройства. Мы приглашаем на него работодателей Татарстана и соседних республик, которые представляют имеющиеся у них вакансии. Вообще, с работодателями работаем плотно. Учитываем их мнение при формировании учебных планов, приглашаем участвовать в учебном процессе, государственной итоговой аттестации, приеме творческих экзаменов. Особое место занимает целевой прием в вуз.

— Где работают выпускники?

— Тут тоже выбор большой. Это центральные библиотечные системы, центральные клубные системы Татарстана и других регионов, детсады, школы, детские школы искусств, детские музыкальные школы, центры внешкольной работы, детского творчества, школы и студии танцев… Кроме того, молодежные центры, дома культуры, хореографические коллективы, культурно-досуговые центры, объединение подростковых клубов…  Мы гордимся нашими выпускниками. Среди них, например, Артур Абдрашитов — зампредседателя Госкомитета РТ по туризму, Наиля Валиуллина — директор Республиканской юношеской библиотеки РТ, Михаил Васютин — замглавы правительства, министр культуры Марий Эл, Рашид Мустафин — руководитель и главный дирижер оркестра Государственного ансамбля песни и танца РТ, Кадим Нуруллин — директор Татарской госфилармонии имени Тукая, Раушания Саубанова — директор Казанского техникума народных художественных промыслов, Салават Фатхутдинов — знаменитый певец, народный артист РТ, Айрат Хаметов — народный артист РТ, художественный руководитель Госансамбля песни и танца РТ, Ильфир Якупов — директор Татарского театра имени Камала… Я долго могу перечислять. Нашим студентам преподают не только педагоги вуза, но и звезды. Неудивительно, что потом выпускники сами становятся звездами.

— Институт культуры много лет является одним из ведущих научных центров Среднего Поволжья по исследованию фундаментальных проблем развития мировой культуры, национальных культур народов Поволжья… Важнейшие темы!

— В нашем вузе четыре серьезные научные школы. Это «Документ как объект исследования культуры», «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», «Философско-культурологические проблемы постнеклассической науки» и «Генезис культурных форм в контексте мирового историко-культурного процесса». Могу сказать о некоторых — все не охватишь — исследованиях, которые они проводят. Например, «Татарская учебная книга конца XVIII – начала XX века», «История художественных ремесел Татарстана во второй половине XIX – начале XXI века», «Инновационные мультимедиатехнологии в визуализации историко-культурного наследия РТ в музейной сфере в конце XX – начале XXI века», «Социально-культурные условия развития межкультурной коммуникации студенческой молодежи»… Все исследования очень востребованы.  

— На сайте института отмечено, что он сотрудничает с учебными заведениями 19 (!) государств.

— Да, мы стараемся развиваться в ногу со временем. У нас очень тесное сотрудничество, например, с Казахским национальным университетом имени аль-Фараби. До начала пандемии несколько раз был обмен студентами, такая тенденция будет продолжаться. Наши преподаватели и студенты выступали с мастер-классами в Венгрии, Сенегале, ЮАР. В рамках мирового чемпионата WorldSkills мы смогли тесно подружиться с представителями таких стран, как Вьетнам, Индонезия, и мы до сих пор сотрудничаем. Так что международная деятельность занимает особое место в жизни вуза.

Наш вуз успешно решает поставленные задачи и уверенно идет по пути вхождения в международное научно-образовательное пространство, повышение позиций в международных и национальных рейтингах, формирования творческой элиты нашей страныНаш вуз успешно решает поставленные задачи и уверенно идет по пути вхождения в международное научно-образовательное пространство, повышение позиций в международных и национальных рейтингах, формирования творческой элиты нашей страныФото предоставлено КазГИКом

— В институте действует центр непрерывного образования и повышения квалификации специалистов сферы культуры и искусства.

— Он был создан в нынешнем году по поручению президента и министерства культуры РТ. В центре спроектирована система непрерывного образования — на основе кадрового аудита и разработанных по его результатам индивидуальных планов профессионального развития управленцев всех уровней сферы культуры. Основной контингент — специалисты сферы культуры и искусства. Для них есть 15 программ профессиональной переподготовки и 22 программы повышения квалификации как в очном формате, даже с выездами в районы, так и в дистанционной форме. Слушатели не только из Татарстана, но из других регионов России, стран СНГ. С января следующего года центр приобретет статус федерального по обучению цифровой культуре.

 Какие планы сегодня у Казанского института культуры?

— В 2020 году вузом разработана концепция формирования культурной компетентности личности, которая включает 7 последовательных ступеней обучения, охватывающих все возрастные группы населения, от рождения до «третьего возраста». По поручению президента республики вузом разработана стратегия развития кадрового потенциала отрасли культуры совместно с министерством культуры РТ, центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при кабинете министров РТ. Так что сегодня наш вуз успешно решает поставленные задачи и уверенно идет по пути вхождения в международное научно-образовательное пространство, повышение позиций в международных и национальных рейтингах, сохранения национальной идентичности народов Татарстана и России, формирования творческой элиты нашей страны.

*AR — от  англ. augmented reality, в переводе «дополненная реальность»;

VR — от англ. virtual reality, в переводе «искусственная реальность»

Kazan Digital Week–2020 — Цифровая неделя в Казани–2020

Елена Чернобровкина

Партнерский материал
12+

business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here