Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Как обеды в баночках из дома убивают кафе Казани

Как обеды в баночках из дома убивают кафе Казани

0

Ассоциация рестораторов и отельеров, пересчитывая закрывшиеся в январе рестораны, задумалась о создании антикризисного комитета. В мае в Казани рестораны и кафе города могут провести гастрономический фестиваль для привлечения в город еще большего количества туристов. Такую антикризисную меру обсуждали вчера на первой в этом году встрече ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана, приводя в пример неплохой опыт новогодних праздников с заработком в 1 млрд. рублей. Среди других предложений, прозвучавших на встрече, корреспонденты «БИЗНЕС Online» отметили противостояние с владельцами коммерческой недвижимости за снижение арендной ставки и переход на отечественные продукты.

СОЗДАТЬ АНТИКРИЗИСНЫЙ КОМИТЕТ?

Модератором первой в этом году встречи участников рынка выступил председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Зуфар Гаязов. Как бизнесмен он сразу взял быка за рога, перейдя от короткого приветствия к проблеме и неутешительному прогнозу. Наступивший год будет кризисным, тревожным и тяжелым для участников рынка. Насколько — никто не знает, но в Москве, как показал январь, закрылось около 20 заведений. И это не временные игроки, а серьезные участники рынка со средним чеком в 2,5 тыс. рублей. Аналогичная тенденция в Санкт-Петербурге, где, согласно прогнозам экспертов, рынок сократится на четверть.

Газета «БИЗНЕС Online» уже писала об уходе игроков и с рынка Казани. Сами рестораторы в конце декабря говорили о падении спроса на услуги общепита в столице РТ в среднем на 25 – 30%, а на заседании Казгордумы генеральный директор ресторанной группы O.F.S. Михаил Клопоух и вовсе заявил, что в этом году закроются 30% заведений. Прогнозы начали сбываться тут же: закрылись рестораны «Венеция» и «Старый Белград», съехал с прежнего адреса, но так нигде и не открылся ресторан восточной кухни «Хурма», а Famous ищет новых покупателей…

Гаязов предложил коллегам максимально объединить усилия. Для чего? В качестве примера он вновь привел Москву, где рестораторы договорились между собой не заезжать на освободившиеся площади, если ранее там работал другой игрок из сферы общепита — это помогает местным рестораторам бороться с повышающимися ставками по аренде. Вообще, платежи за аренду составляют большую часть всех затрат, и Гаязов заявил: ассоциация готова подсказать, как можно сократить платежи, как безболезненно ужаться. Еще одна проблема рестораторов — не избежать сокращения заработного фонда и оптимизации персонала. Уходя от импорта, придется корректировать меню, рассчитывая на местных производителей (и тут в плюс аграрная направленность Татарстана).

— В целом мы можем при необходимости создать антикризисный комитет, чтобы помогать участникам рынка сработать если не в минус, то хотя бы в ноль, — заявил он.

ОФИСНЫЕ СОТРУДНИКИ СНОВА ПЕРЕШЛИ НА ЕДУ В БАНКАХ

«Еще дна кризиса нет, а мы уже многих коллег потеряли», — продолжил тему вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров Айдар Булатов. Правительство России в условиях кризиса не может дать предпринимателям уверенность в завтрашнем дне, а политики говорят лишь одно: будет плохо, заметил он. По данным ассоциации, в Татарстане падение выручки в ресторанах премиум-сегмента в некоторых случаях доходит до 50%, в среднем сегменте — до 20%. Единственная сфера, в которой замечен рост, — демократичная кухня с чеком до 300 рублей, куда и произошло перетекание клиентов. Тем не менее еженедельно ассоциации становится известно о закрытии новых заведений.

— В офисных центрах сотрудники опять начали приносить в баночках еду из дома, отказавшись от обедов в кафе, — сообщил Булатов.

Падение выручки напоминает тенденции кризисного 2009 года с одной лишь разницей — к новому кризису добавился еще и рост себестоимости продуктов. За последние два месяца он по входным ценам на продукты в среднем составил порядка 20%.

— Это не только экспорт, но и наши продукты питания: мясо, овощи, — возмутился Булатов.

Участники рынка должны формировать общую позицию, взаимодействуя с поставщиками, арендодателями и властями, считает Булатов. В качестве примера удачной антикризисной меры он привел Екатеринбург, где некоторые торговые центры снизили плату за аренду до уровня коммунальных расходов — лишь бы сохранить пул арендаторов.

Еще одним шансом выжить в кризис вице-президент ассоциации считает установление нулевой ставки налогов для малого бизнеса. Эта мера включена в пакет правительственных антикризисных мер, а ее реализация будет рассмотрена на уровне регионов. Однако присутствующий на встрече бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов иллюзии рассеял: эта мера, согласно федеральному законодательству, может применяться только к индивидуальным предпринимателям, занятым социальным бизнесом, производством или инновациями.

«Вы, конечно, при желании можете стать социальным, производственным или инновационным бизнесом, но это в любом случае ИП», — ответил Нагуманов, но предложил свои рецепты. Например, приходить на встречи в рамках его проекта «Открытый диалог» и задавать свои вполне конкретные вопросы чиновникам, министрам, мэрам. Так, на следующей неделе запланирована встреча с главным госинспектором по пожарному надзору РТ Сергеем Сергеевым, а 26 февраля — с мэром Казани Ильсуром Метшиным. С ним можно обсудить рацпредложение — после введения в центре города платных парковок разрешить после 19:00 оставлять машины бесплатно у ресторанов и кафе, поскольку в это время сильной нагрузки на транспортные артерии нет. Напомним, что запрет на парковку на большинстве улиц в центре города многие рестораторы называют «одной из свалившихся бед» наряду с запретом курения и взлетевшим курсом рубля. Власти города эту идею обещали обсудить. В конце концов, как отметил Булатов, скоро чемпионат мира по водным видам спорта и по футболу, и «нам надо провести их не с двумя ресторанами в городе».

НЕ ЗАМАХНУТЬСЯ ЛИ НА ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ?

Прозвучали на заседании и другие антикризисные предложения. Так, в Казани на майские праздники рестораторам города можно было бы провести гастрономический фестиваль. Такое предложение озвучил своим коллегам сам Гаязов.

«Каждое кафе или ресторан на своих площадках могли бы сделать что-то необычное для своих гостей, чтобы привлечь в город наибольшее количество туристов в майские праздники», — сказал он.

По словам главы комитета содействия развитию туризма исполкома Казани Евгении Лодвиговой, в майские праздники в Казань намечается неплохой наплыв туристов, однако фестиваль нужно обкатать и зарекомендовать его среди гостей города. После чего сроки проведения фестиваля могли бы сдвигаться, что позволит и в более спокойное для туристов время ждать в городе гостей.

В качестве положительного примера Гаязов привел празднование Нового года, когда рестораторы и отельеры, объединившись, провели в Казани серию различных проектов, таких как, например, новогодняя ярмарка в Старо-Татарской слободе. В итоге, по данным исполкома, 70 тыс. туристов (в 1,5 раза больше, чем годом ранее) оставили в городе более 1 млрд. рублей — на проживание, питание, транспорт и развлечения. «Надо волну поддержать», — отметил Гаязов.

«ПРОСТО МОЛОКО» ПРОСЯТ ПОМЕЛЬЧИТЬ

Рассмотрели участники встречи и вполне рабочие вопросы. Так, Лодвигова рассказала об обсуждении в исполкоме городской программы с рабочим названием Ihelp, призванной увеличить туристическую привлекательность Казани. «Задача программы — донести до жителей нашего города, что Казань — это город гостеприимства и что мы хотим видеть у себя туристов, любить их, показывать, какой у нас красивый город», — сказала Лодвигова. У программы существует много подразделений, одним из которых является проект MadeInKazan. На мероприятие, которое, заполнив заявку на сайте, могут бесплатно посетить все желающие, за счет города привозятся известные спикеры. Лодвигова попросила членов ассоциации назвать экспертов, которых они хотели бы увидеть в рамках проекта MadeInKazan.

С мая исполком Казани планирует активизировать проект «Карта гостя города», сообщила гендиректор туристско-информационного центра Казани Наталья Абрамович. Карта включает в себя посещение пяти музеев города, обзорную экскурсию и программу лояльности от ресторанов и развлекательных заведений. Желающих участвовать в проекте Абрамович просила оперативно откликнуться. В прошлом году стоимость такой карты составляла 1350 рублей. В этом году она будет продаваться в офисных центрах и, возможно, гостиницах.

Еще одна проблема всплыла во время наплыва туристов на Новый год. Специализированные на татарской кухне рестораны не справлялись с потоком желающих, поэтому Абрамович попросила обновить данные, какие еще заведения города имеют в меню листок с национальными блюдами.

Завершала встречу презентация продукции компании «Просто молоко», чей бойкий представитель дал понять, что их компания готова заменить чуть ли не любые импортные сыры и молочную продукцию. На что гендиректор сети кафе «Алан Аш» Людмила Баева заявила: продукция хорошая, но уж больно крупно фасуете, а мы сбились с ног в поисках сливок в упаковках по 10 г и сметаны по 100 г — так необходимо для отельеров. Молодой человек обещал подумать над рацпредложением. На такой конструктивной ноте, но с думами о наступающем кризисе участники встречи и разошлись.

«СООТЕЧЕСТВЕННИКИ» СПАСУТ ПАДАЮЩИЙ РЫНОК

Рустем Шамсутдинов — управляющий гостиницей «Ибис»:

— К майским праздникам мы ожидаем увеличения спроса на номерной фонд порядка 20 – 30 процентов, исходя из практики проведения январских праздников и с учетом числа бронирований нашей гостиницы на данный момент. Сейчас у нас практически нет мест, а спрос увеличивается. Чем ближе к праздничным датам, тем больше бронирований.

Увеличение спроса я связываю с текущей экономической ситуацией и платежеспособностью людей. В прошлые годы средняя загрузка на майские праздники в Казани всегда была достаточно высокой даже в сравнении с другими городами России. Мы становимся все более известными благодаря Универсиаде, крупным международным событиям, которые в августе пройдут в Казани (летом 2015 года в Казани пройдет ЧМ по водным видам спорта прим. авт.). О нас стали больше знать соотечественники.

Сама по себе идея проведения гастрономического фестиваля хороша и может вписаться в общий ряд событий, однако может вызвать ажиотаж и дополнительный спрос у людей, желающих приехать в Казань на майские праздники. И мы, отельеры, можем не справиться с этой нагрузкой в связи с занятостью номерного фонда. Мы будем вынуждены отказывать людям, что может повлечь за собой негатив — люди хотели приехать, но не смогли разместиться, не нашли место.

Этот год является тяжелым для гостиничного бизнеса даже по сравнению с послеуниверсиадским 2014 годом, когда мы отрезвели от такой большой нагрузки. Думаю, что небольшой спад будет, но событийным туризмом в праздничные дни мы сможем компенсировать загрузку и дать хороший результат для наших инвесторов.

Фоторепортаж

Людмила Баева — гендиректор сети кафе «Алан Аш»:

— Предложение Тимура Нагуманова о встречах с руководителями ведомств — очень хорошее начало, бизнес всегда будет его поддерживать. Думаю, что ресторанный бизнес очень хорошо сократится в этом году. Останется либо очень высокий ценовой сегмент, либо низкий, а вот средний очень пострадает. Основная проблема — повышение цен на продукты. Очень большая себестоимость, поэтому многие предприятия не могут работать хотя бы в ноль. С таким повышением цен на продукты мы уже выходим на минус. Смысла повышать продажные цены нет — народ неплатежеспособен. Что касается арендодателей, если они мыслят здраво, то пойдут навстречу бизнесу.

http://www.business-gazeta.ru/