Актөбе «Шатлыгы» – язгы очрашу!

0
197

Как живут татары и башкиры в городе Актөбе (Актюбинске) в Казахстане? Не думала раньше, что придется побывать у них в гостях и подробно узнать об их жизни.

Волею судьбы довелось побывать у них, и я благодарна за эту возможность. Командировка длилась почти 3 недели. Готовясь к ней, решила найти татарский центр. Это было нетрудно, ведь сейчас есть интернет.  

Этнокультурное объединении татар и башкир “Шатлык” г.Актобе легко найти в соцсетях. В первый же свой выходной я отправилась к ним. Расположился центр в представительном здании Ассамблеи народа Казахстана, где наряду с татаро-башкирски центром, живут и другие центры: русский, азербайджанский, украинский и так далее.

Сразу же нашла руководителя  “Шатлык” Эльвиру ханым Хабибуллину, она успевала быть в языковых классах и на репетиции ансамбля «Сәйлән». Узнав о том, что я из Самары, она охотно стала рассказывать о жизни татар Актобе, истории их объединения, о культурной жизни татар, о праздниках и конкурсах, которые они организуют, об активистах объединения.

Сразу чувствовалось , что Эльвира ханым с большой любовью и увлечением работает в татарском центре и с удовольствием делает свое дело. Она наизусть знала историю татар и башкир города Актобе. А начиналась она с массовых миграций еще в 18 веке. Земля казахов привлекала татар и башкир добрым отношением, схожестью языка, общей верой и похожими традициями и обычаями. В свое время по Актюбинской области проходил Великий шелковый путь, в течение нескольких веков там были ярмарки, базары, где татарские и башкирские купцы торговали и были посредниками и переводчиками. Современная история татар и башкир в г.Актобе очень активная и представлена разными организациями. В начале 20 века она была связана в том числе с именем Гайнана Курмаша, соратника Мусы Джалиля, казненного в числе 11 членов группы в 1944 году за подрывную деятельность среди военнопленных в Польше.  

Гайнан Курмаш был директором школы в г.Актобе в 1937-39 годах. Сейчас его имя носит одна из улиц и школ города Актобе, а также воскресная школа по изучению татарского и башкирского языков.  

Во время экскурсии по городу Эльвира ханым показала мне эту улицу, эту школу, а также Дом железнодорожников Локомотив, где до войны Хадича ханым Хасанова организовала первый татарский  театральный кружок. Так продолжалось развитие сообщества татар и башкир в Актобе. А в 1964 году образовался ансамбль песни и танца «Язгы моннар», которому позже присвоено звание народного.

Ансамбль возглавляет сегодня Эльвира ханым Хабибуллина, сама играет на флейте, готовит молодежь к конкурсам и фестивалям. Они многократно удостоились Гран-при, а также призовых наград на международных конкурсах и фестивалях «Татар моны» в Казани, фестивале «Каспий-море» в г.Актау, конкурсе башкирской и татарской песни в «Дослык моны» в Башкортостане и многих других.

В 1995 году был создан Татаро-башкирский Национальный культурный центр, а с 2015 года это ОО «Актюбинское областное Этнокультурное объединение татар и башкир «Шатлык», руководителем стала  Эльвира Гинаевна Хабибуллина.

При объединении действуют 11 групп, разделённые по интересам, где люди всех возрастов могут участвовать в жизни татарского сообщества. Среди них Воскресная школа имени Гайнана Курмашева, Совет ветеранов, Научно-практический совет, Молодежное крыло «Мирас», народный ансамбль «Язгы моннар» и другие.

Хочу подробнее рассказать о жизни воскресной школы имени Гайнан Курмаша.

Преподаватель воскресной школы Сания ханым Насибуллина увлеченно обучает детей родному языку, проводит литературные конкурсы на чтение стихов татарских и башкирских поэтов, готовит детей к конкурсам в Казани, учащиеся воскресной школы учавствуют в междунарожных, распубликанских конкурсах и олимпиадах на знание родного языка в Казани, где ее ученики показывают лучшие результаты. Воскресная школа дважды завоевывала приз в номинации «Лучшая воскресная школа». Выпускники школы успешно обучаются в ВУЗах Казахстана, Татарстана, Башкортостана.   

Интересной получилась беседа с молодежью, которая изучает татарский язык в воскресной школе. На вопрос, почему они ходят в центр ‘Шатлык”, ребята ответили, что хотят знать родной татарский язык и им интересно участвовать в культурных  мероприятиях, танцевать, петь на татарском. И правда, я услышала, как они пели песню «Татар теле – минем туган телем». Я слышала ее впервые. Она оставила глубокий след в моем сердце. Мне кажется, все дети в татарских школах должны петь ее, как второй гимн татар. Я также застала репетиции детского Образцового вокально-хореографического  ансамбля “Сәйлән” и Народного ансамбля песни и танца “Язгы моңнар”, с удовольствием пела вместе с ними несколько песен. Как они увлечены, как им нравится петь. Самое удивительное для меня было то, что рядом поют как совсем юные, так и взрослые люди, ведь творчество не имеет возраста, главное, чтобы пела душа. 

У татар и башкир в Актобе душа поет. Это очень здорово, что у молодежи и взрослых есть такая возможность под руководством педагога по музыке Нурании ханым  Зинетовой петь песни на татарском и башкирском языке, танцевать под родные мелодии (моң). Родная культура помогает взрослым жить полной жизнью, даёт возможность самореализоваться и вносить свой вклад в сохранение родного языка, культуры. А молодым развиваться, как творческие личности. Ведь, чем больше культур знает человек, тем богаче его душа. Күңел байлыгы (духовное богатство) – то, без чего человеку трудно жить на свете. Эльвира ханым листала страницы альбома истории татаро-башкирского объединения и рассказывала об их мероприятиях, о людях, которые в свое свободное от работы время приходят и участвуют в подготовке мероприятий, устраивают мэжлисы, ифтары, тем самым обогащают свою жизнь и жизнь окружающих, наполняя ее смыслом, культурой, творчеством. Мастер-классы по шитью национальных нарядов клуба женщин «Ак калфак», кулинарные мастер-классы, дни национальной кухни молодежного крыла «Мирас», их “Чак-чак байрам”, өчпочмак-party, тематические вечера и дискотеки – все это обогащает жизнь каждого участника и  приглашенных гостей.

Я так прониклась их жизнью, что мне захотелось сделать вместе с ними доброе дело и, предложив провести вместе Ифтар для активисток «Шатлык», мы вместе с Равиля ханым Ситдиковой принялись готовить домашнюю лапшу, которую она предложила сделать в виде лапши – тәнкә (не длинную, а порезанную в виде тәнкә). Что может быть приятнее научиться готовить новое блюдо. После того, как закончили, мы пили чай по-казахски с молоком и тары. И это, правда, очень вкусно. Оказывается, тары жармасы – это не просто пшено, это просо и его кладут в чай. Он делает чай еще вкуснее, а казахстанский чай известен своим качеством.

Таких душевных встреч, как в Актобе, я давно не испытывала. Эти люди своей увлеченностью, своим энтузиазмом вселяли уверенность, спокойствие, надежду на светлое будущее в наши неспокойные дни. Мы обменялись подарками и загадали встречу в Самаре. Уезжая из Атобе, я увозила с собой самые добрые воспоминания и альбом об истории «Шатлык», подаренным Эльвира ханым Хабибуллиной. Хотелось, чтобы это было началом нашей долгой дружбы. Что мы будем ездить друг к другу в гости, обмениваться опытом и участвовать в культурных и творческих мероприятиях, проводимых в Самаре и Актобе. “Я увозила с собой душевную песню, которую услышала от подростков под мелодии баяна Махсуда әфәнде Хисумутдинова: 

Татар телем минем туган телем, 
Сойләшуе рәхәт ул телдә
Шул тел белән кейлим
Шул тел белән сөйлим
Милләттәшем булган хәр кемгә!” 

Эта песня, наши встречи и беседы, экскурсии по городу, старая и новые мечети, тәнкә токмачы, казах чәе сөт хәм тары белән останутся навсегда в моем сердце.  


Зульфия Таштабанова 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here