Домой Жизнь татар Быт татар глазами западных ученых: у женщин глаза с хитринкой, образованные муллы и связь с башкирами

Быт татар глазами западных ученых: у женщин глаза с хитринкой, образованные муллы и связь с башкирами

0
Быт татар глазами западных ученых: у женщин глаза с хитринкой, образованные муллы и связь с башкирами

Уфимский историк Игорь Кучумов рассказал, как и что писали о народах двух соседних республик в прошлых столетиях.

Татары Уфы в рамках дискуссионного клуба имени Марьям Султановой организовали лекцию с историком и старшим научным сотрудником отдела этнополитологии Института им. Кузеева Игорем Кучумовым. Лектор рассказал, какие западные авторы изучали народы волгоуральского региона, в частности татар и башкир. Публикуем выдержки из его лекции. Стоит отметить, что Кучумов вместе со своими единомышленниками изучает и переводит книги и статьи западных авторов на энтузиазме и самостоятельно ищет издательства для публикации.  

Лектор рассказал, как именно у него зародился интерес к западным авторам. В 1990 году его научный учитель Раиль Кузеев, известный советский и российский этнограф и историк из Башкортостана, съездил в Америку, где познакомился с местным историком Алтоном Доннелли, который в 1968 году опубликовал книгу «Русское завоевание Башкирии». Знакомство с этим трудом и заложило основу интереса у Кучумова.  

В начале XX века на Западе широкий резонанс вызвала работа французского журналиста и путешественника Поля Лаббе. Он в 1898 году приехал в Башкирию, чтобы изучить народы, которые ещё не были затронуты русским или европейским влиянием. Уфимский губернатор ему посоветовал ехать в юго-восточную часть региона (современная территория Ишимбайского района). Перед Башкирией Поль Лаббе заехал в Казань и описал тогдашних татар, поучаствовал на одной из их свадеб.

– Он всё это описал в этой книге «По дорогам России. От Волги и до Урала». Он пишет: «Татарские женщины преимущественно толстые. Но татары толстых женщин любят. У них глаза живые, с хитринкой, а ресницы и брови накрашенные. Зубы они чернят, а руки красят хной. Женщины занимаются домашним хозяйством и рукоделием. Они постоянно пьют чай, едят жирную пищу и сладости, от чего сильно толстеют и оттого стесняются выходить на улицу. Но татары, как впрочем и русские купцы, любят упитанных женщин». И вот Поль Лаббе спрашивает у татарина, у которого гостит, а тот ему отвечает: «Да, моя жена толстая. Но вы знаете, что когда очень любишь женщину, то, чем её больше, тем лучше», – пишет французский автор

Поль Лаббе подружился с учителем одной из казанских школ. Француз оставил описание жилище преподавателя тех лет: «Его дом не отличался от других татар и состоял из двух частей. Состоящей из передней, предназначенной для молитв. В комнате, где меня потчевали, стояли стол, несколько стульев, широченная кровать, прикрытая занавеской, буфет с посудой, у двери два таза для умывания, один из них предназначался для мужа, а другой для жены. Ибо так требует их религия».

А вот интересное описание татарской свадьбы, оставленное Полем Лаббе в конце XIX века.

– Жениха отвели в супружескую опочивальню, где его уже ожидала жена. Согласно обычаю, их запирали в этой комнате на 4 дня. И только свахе разрешалось нарушить их уединение. Когда эти 4 дня прошли, я, придя попрощаться с моими татарскими друзьями, встретил там сваху и поинтересовался, как дела у молодожёнов. Она мне ответила, что только что открывала дверь в их комнату и им так понравилось, что они из неё не захотели выходить. Сваха уже предложила жениху свои услуги повторно, если вдруг он решит взять вторую жену, – читает отрывок из книги французского путешественника Кучумов.

Лектор также передал впечатления Поля Лаббе от встречи с башкирскими муллами.

– Он пишет, например, что у башкир все муллы – это татары, но он подозревает, что часть этих татар – это всё-таки башкиры. Если башкиры чуть-чуть получат какое-то образование, то они сразу начинают говорить, что они не башкиры, а татары. Но под «татарами» они в данном случае не национальность имели в виду, а как определенный социальный статус, типа дворянин такой. Оказывается, такое положение и у казахов было. Поль Лаббе пишет, что как только казахи получали какое-нибудь образование, то они уже стеснялись себя считать казахами, а назывались как сарты – тоже дворянская прослойка, статус в Российской империи, – цитирует уфимский историк рассуждения Лаббе.

Француз также подробно и интересно описал башкир конца позапрошлого столетия.

– Когда Поль Лаббе был у башкир, он часто сидел с ними у костра возле их юрт и записывал их сказки. Просил как-то сфотографировать башкирок. Он их впервые накормил лимоном. Нарезал ломтики лимона в чай. Чай выпил, а лимон оставил. А башкиры впервые увидели лимон. Один лизнул лимон и ему понравилось. Передал другому. Тот тоже лизнул. Так вся деревня полизала один лимон и сказала ему спасибо, – пересказывал воспоминания французского путешественника Кучумов.

Следующий автор, о котором уфимским татарам поведал Игорь Кучумов – Барон Борис Эммануилович Нольде (1876-1948). Его книга была опубликована в 1952 году на французском языке. И русскоязычным читателям она была недоступна. В своей работе «История формирования Российской империи», Нольде показал, как народы входили в состав государства.

– В этой книге подробно посвящено внимание подготовке захвату Казанского ханства, около 100 страниц. Мы в октябре будем отмечать юбилей Российской империи, когда она образовалась в 1721 году. Но Борис Эммануилович Нольде говорит, что Россия стала при Петре Первом только формально. Фактически же Империя возникла с захватом Казани в 1552 году, то есть, когда страна стала многонациональной, – рассказывал Кучумов.

Далее ученый рассказал о французском путешественнике Шарле Рабо, который побывал в Поволжье и на Урале в 1890 году.

– Он до Башкирии не доехал. Но он описывает свою поездку в Казань. Он попросил у местного муллы разрешение, сфотографировать, как молятся татары. Это для французов интересно и необычно. Мулла ему отвечает, что сфотографировать людей, конечно, можно, но по исламу нельзя показывать лица. А мулла, видимо, оказался человеком прогрессивным, скорее всего, из каких-то джадидистов-новометодников. Он дал согласие и пообещал, что найдут выход. В общем, Шарлю Рабо разрешили сфотографировать мусульман во время молитвы, во время их земных поклонов, но только сзади, – говорил Кучумов.

Ещё один французский автор – Пьер Шарль Левек, историк конца XVIII – начала XIX века, написал 6-томную книгу по истории России, которая неоднократно потом переиздавалась. В ней он затронул историю от Рюрика до Павла Первого. Но эта работа не понравились Екатерине Великой и книгу запретили переводить на русский язык. Сделать это удалось лишь несколько лет назад.

К этим 6 томам Пьер Левек написал ещё 2 дополнительно, которые были посвящены этнографии истории России, где изложил информацию практически обо всех народах, которые были известны в то время – начиная с айнов на Курилах и до западных жителей страны.

– Пьер Левек о татарах написал очень пророческие вещи. По его словам, татары находятся на линии цивилизационного развития где-то посередине. Он считал, что татары очень образованы, что у них муллы образованы, так как ислам требует обязательной грамотности и навыки чтения. И вот Левек пишет, что татар ждёт большое будущее, что у них есть перспективы дойти до такого уровня, на котором тогда, то есть в XVIII веке, уже были другие европейские народы, которые считались вершиной цивилизации. И концепция, пророчества Левека реализовалось. Вы можете сравнить татар XVIII века и татар сегодняшних, которые действительно являют собой модернизированную современную нацию, – отметил Кучумов.  

Затем историк перешёл к западным авторам, которые писали о Татарстане, Башкортостане уже в новейшее время, а именно затрагивали ХХ век. У американского историка Дэниела Шеффера (родился в 1964) есть очень интересная докторская диссертация, посвященную образованию Башкирской АССР. В своей работе он очень внимательно описывает, как была образована граница между Татарстаном и Башкортостаном.

– Сегодня у нас часто говорят, что граница между нашими республиками субъективная. Типа, захотели и как-то её провели, поэтому якобы часть татар оказалась на одной стороне, часть – на другой, что граница неправильная, что советская власть произвольно нарезала эту границу. А Шеффер пишет, что на самом деле это было не так. Прежде чем нарезать какие-то границы, правительство СССР проводило специальное исследование. Этнографы на места выезжали. Историки изучали эти территории. В общем, граница между Татарстаном и Башкортостаном делалось на какой-то научной основе. Конечно, в контактной зоне двух народов нельзя четко поделить, где татары, а где башкиры. В контактной зоне народы всегда проживают смешанно, культура, язык общий. В общем, автор говорит, что граница не была сделана субъективно, – утверждает Кучумов.

Другого автора и его книгу ученый недавно перевёл на русский язык. Эта книга Войцеха Зайончковского, посол Польши в России с 2010 по 2014 году. С 2018 года он работает послом Польши в Китае.

В 90-ые годы Зайончковский защитил докторскую диссертацию. «В поисках собственной идентичности. Башкирская, татарская и бурятская интеллигенция и национальный вопрос в Российской империи и в СССР». То есть, его внимание было приковано к роли интеллигенции в формировании современных наций, развития и сохранения культуры.

– Зайончковский изучает именно национализмы. В западной науке понятие «национализм» имеет не такое отрицательное значение, как в России. Там под словом «национализм» имеют в виду этнический патриотизм. То есть, националист, по западной науке, – это человек, который борется за развитие культуру, языка своего народа. То есть, ничего плохого в этом нет. Отрицательное понимание на Западе имеют такие слова как «нацизм», «расизм» и так далее, – уточнил Кучумов.

Во время обсуждения слушатели попросили историка попросили сравнить уровень развития гуманитарной, исторической науки в Казани и Уфе. Ответ лектора оказался весьма интересным.

– Обо всех этих авторах я предложили издательству «Башкирская энциклопедия» небольшие биографические статьи: кто что когда-либо писал о наших народах Волги и Урала. И у меня спросили, мол, сначала надо проверить, а не писали ли эти западные авторы что-то плохо о башкирах? Если не писали, может ещё подумают, включить ли статью о них в башкирскую энциклопедию. А в Татарстане совсем по другому пути пошли. Там в «Татарскую энциклопедию» включили всех западных авторов, и кто плохо о татарах писал, ругал их, и тех, кто хвалил татар. Это же энциклопедия, она и должна быть такой, – резюмировал историк.

Ильнур Ярхамов

kazanfirst