Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Человек, у которого есть чему поучиться (Памяти Фарита Камаева)

Человек, у которого есть чему поучиться (Памяти Фарита Камаева)

0
Человек, у которого есть чему поучиться (Памяти Фарита Камаева)

Люция Камаева-Гафури, председатель совета Фонда культуры имени Мажита Гафури, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой «Развитие персонала» НОУ «Межотраслевой институт», г.Уфа.
Часто, когда при знакомстве я называю свою фамилию, меня спрашивают: не родственница ли я ученого-фольклориста Фарита Камаева, произнося его имя с большим уважением. Мне хотелось побольше узнать о человеке, о котором люди, знавшие его, вспоминают с большой теплотой.  И вот судьба идет мне навстречу. На 1-м Республиканском форуме общественных организаций мне посчастливилось познакомиться с родной сестрой Фарита Камаева, директором Фонда Спивакова в Башкирии Галией Хаснулловной Камаевой. Она пригласила меня на вечер памяти брата. Из книги о дворянских фамилиях, проживающих в Чишминском районе Башкортостана, я вычитала, что Камаевы – потомки казанских дворян, переселились на территорию современной Башкирии в 19-м веке. А в интернете обнаружила целое сообщество Камаевых. И вот судьба идет мне навстречу. На 1-м Республиканском форуме общественных организаций мне посчастливилось познакомиться с родной сестрой Фарита Камаева, директором Фонда Спивакова в Башкирии Галией Хаснулловной Камаевой. Она пригласила меня на вечер памяти брата. Сама Галия Хаснулловна – пианистка, выпускница Сенкт-Петербургской консерватории.

work30_3Вечер проходил в Шаляпинском зале Башкирской государсттвенной академии искусств. Много сил для его проведения вложила Галия Хаснуловна. Подготовлены красивые афиши, выставка фотографий, сцену украшал портрет Фарита Камаева. Прозвучал очень красивый концерт – музыкальное подношение его учеников и коллег.

Вечер памяти Фарита Камаева открыли башкирской народной песней «Ильяс» народные артисты Республики Башкортсотан Вахит Хызыров и кураист Азат Аиткулов.

Ему исполнилось бы 70-лет…

За свою короткую жизнь Фарит Камаев (прожил всего 49 лет) успел сделать очень много для башкирской, татарской и  тюркской культур: создал кафедру этномузыкологии, организовывал экспедиции, в том числе и за рубеж, записывал и нотировал народные песни, работал в Академии наук, возглавлял исследовательские программы, писал научные статьи, рецензии, популяризировал башкирских композиторов, осуществлял масштабные проекты, такие как «Фестиваль тальянки», «Поезда дружбы «Уфа-Галле», был членом жюри многих конкурсов …

Музыковед, фольклорист-исследователь, педагог, заслуженный деятель искусств БАССР, член Союза композиторов РФ, Фарит Хаснулович родился 19 апреля 1944 года в городе Кустанае Казахской ССР в семье военнослужащего. Его отец был военным летчиком, а мама учительницей математики. Выйдя в запас, его отец с семьей вернулся на родину предков – Башкирию. Фарит окончил фортепианное отделение Уфимского училища искусств, в те годы в училище преподавали приглашенные Загиром Исмагиловым преподаватели, музыковеды из института имени Гнесиных. Они, распознав его музыкально-аналитические способности, порекомендовали выбрать специальность искусствоведа. Но сначала он по направлению отработал в селе Исянгулово Зианчуринского района преподавателем детской музыкальной школы, потом поступил на историко-теоретико-композиторский факультет института имени Гнесиных.

DSCN7106Вечер открыла организатор и руководитель программы Галия Камаева. Она рассказала о его детстве, о том, как он катал ее на велосипеде.

С большой теплотой вспоминали о нем друзья, коллеги, близкие родственники, подчеркивали его аристократизм, интеллигентность, высокую духовность, обаяние и притягательность, называли лучистым, светлым человеком…

В Гнесинке с ним на одном курсе училась Лейла Исмагилова. Ей запечатлелась первая встреча с Фаритом. Зайдя в аудиторию, она обратила внимание, по ее словам, на потрясающе красивого молодого человека,  похожего на венгра. Он сидел у окна в сиянии лучей солнца. И сам излучал свет. Впоследствие их творческие линии жизни часто переплетались. Когда они вернулись в Уфу, полные энергии, жаждущие творческой работы, испытывая настоящий душевный подъем, принялись «засучив рукова» за работу. Они  были очень дружны, интересовались делами друг друга, творческими замыслами. Лейла Загировна, рассказывая о своем сокурснике и коллеге, отметила, что Фарит Камаев не только собирал фольклор, но записывал, нотировал. Он был выдающейся личностью, очень талантливым, красивым, благородным, интеллигентным человеком. И, как правило, чем значительнее человек, тем он скромнее. Лейла Загировна с болью в душе говорила, что Фарит Хаснулович «сгорел» на работе… Друзья не знали, что он тяжело болел, и его безвременная смерть стала колоссальной потерей для них. К нему очень хорошо относился ее отец композитор Загир Исмагилов, многие годы воглавлявший Башкирскую Академию искусств. Уходя, он предложил на свое место две кандидатуры: Фарита Камаева и Рустама Губайдуллина. Но по каким-то причинам ректором стал З.Нургалин…

Лейла Исмагилова ныне возглавляет Союз композиторов Башкирии, и она пообещала приложить все усилия, чтобы издать уникальное  творческое наследие Фарита Камаева, которое необходимо всем тюркским народам.

С большой теплотой рассказывая о Фарите Камаеве, его друг и коллега профессор кафедры специального фортепиано Рустэм Мансурович Губайдуллин привел строки Сергея Есенина: «Большое видится на расстоянии». В годы работы деканом факультета ему часто приходилось встречаться с Фаритом Хаснуловичем по учебным, орагнизационным, творческим вопросам. Сожалея и успокаивая нас и себя, он говорил:

DSCN7137– Фарит Камаев рано покинул этот мир, видимо и в загробном мире нужны талантливые, красивые душой люди. Мы были молодые, горячные, а Фарит был среди нас российским интеллигентом, аристократом духа, реагировал спокойно, без крика, не повышая голоса, мог убедить в своей правоте. Он был нравственной совестью нашего вуза. Красивый, похожий на Жерара Филипа, он был красив и душой. От него исходил свет, внутренняя сила. Фарит притягивал к себе и коллег, и студентов.

Каждый из выступающих рассказывал о разнообразных гранях таланта и личности Фарита Камаева.

Один из ведущих ученых-фольклористов филологов Ахмет Сулейманов вспоминал о совместных экспедициях в Баймак, Биккулово, в которые он брал с собой аппаратуру, показывал жителям слайды об эспедициях в Монголию и другие страны, регионы России, проводил семинары для учителей, музработников, воспитателей детских садов. Говорил, что Фарит Хаснулович был влюблен в протяжные башкирские народные песни, поэтому специально изучал башкирский язык. Вместе с выдающимся исследователем фольклора московским профессором Эдуардом Алексеевым объездил всю Башкирию, встречался с исполнителями народных песен Абдуллой Султановым, Мухамедьяном Казакбаевым, сэсэнами. Фарит Камаев, работая над диссертацией по музыковедению, исследовал мелодику озон-кюев — классических протяжных песен, стержневого жанра башкирского фольклора.  Профессор   Ахмет Сулейманов предложил создать мемориальную комнату Фарита Камаева, так как его труды имеют не только научное, но и историческое значение.

Начав работу в Уфимском государственном институте искусств (ныне академия) на кафедре теории музыки, Фарит Камаев воспитал десятки музыковедов, дипломные работы которых были посвящены творчеству композиторов разных поколений, самобытному фольклору народов Башкортостана, создал и был первым заведующим кафедрой башкирской музыки и фольклора. Он посвятил научные труды башкирской народной песенной мелодике и инструментальной музыке, творчеству башкирских композиторов. В экспедициях по Башкортостану, Алтаю, Монголии, Румынии, Курганской и Челябинской областям он собрал свыше четырех тысяч и нотировано более двух тысяч народных песен и наигрышей. В отборе музыкального материала Фарит Камаев проявлял тонкий вкус, глубокое знание фольклора, качества подлинного музыканта-аналитика. Им написано свыше 30 научных работ. Библиографической редкостью стали нотные сборники, составленные Фаритом Камаевым и при его активном участии: «Напевы курая», «Напевы тальянки», «Карим Дияров. Мелодии седого Урала», «Инструментальная музыка».

Заведующая кафедрой этномузыкологии Нелли Ахметжанова рассказала об очень интересной стороне деятельности Фарита Камаева. Многие жители нашей страны знают передачу «Играй, гармонь», которая несколько лет подряд шла по первому каналу. А ведь начало этому фестивалю положил Фарит Камаев. Он находил талантливых гармонистов в сельской глубинке, записывал наигрыши и мечтал устроить большой праздник – собрать народных музыкантов на фестиваль гармони. И это ему удалось, так как идея понравилась руководству республики. Собрали на первый фестиваль более 200 гармонистов, в том числе исполнителей на тальянке.

Двоюродная сестра мастера, тележурналист Гузель Хамитова презентовала книгу Фарита Камаева «400 башкирских песен», выпущенную к юбилею ученого. Всего 400 песен увидели свет из собранного им богатейшего песенного наследия тюркских народов! Остальные ждут своего часа.

Музыкальные подношения своему учителю сделали его ученики, ныне известные артисты, исполнители: кураисты-виртуозы Азат Аиткулов и Роберт Юлдашев. Они говорили, что Фарит Камаев – мастер высокого духовного уровня, что им в  годы учебы хотелось находиться рядом с ним, чувствовать исходящие от него тепло и энергетику, хотелось быть на его уровне, стыдно было прийти не готовым на занятие.

Также исполнили музыкальные произведения в честь Фарита Камаева певица Фарида Ильясова, профессор Бейрутской консерватории Галина Халдеева, победители республиканского конкурса юных пианистов имени Фарита Камаева.

Друг и коллега профессор Равиль Рахимов пришел со студенческим фольклорным ансамблем «Узорица» Уфимской школы искусств имени Фарита Камаева. Именно по его инициативе школе присвоили имя выдающегося музыковеда. Ансамбль – лауреат международного конкурса фольклорных ансамблей. Участники исполнили русские, башкирские, татарские народные обрядовые песни.

В заключение программы выступил сын мастера Арсен Камаев. Он пошел по стопам отца, стал музыкантом. Живет и работает в Москве. Арсен гордится своим отцом, высочайшим профессионалом, который успевал одновременно заниматься педагогической, научной, исследовательской, общественной, организаторской деятельностью. Вклад его культуру Башкортостана очень велик. Арсен сам много делает для сохранения наследия отца. Он отцифровал все его фонограммы, отсканировал статьи. Ему в этом деле помогает супруга кандидат искусствоведения, доцент Татьяна Юрьевна Камаева.

Наследие Фарита Камаева  – это базис, на котором может развиваться башкирская фольклористика, сокровищница народной песенной культуры, которая ждет своих исследователей.