Евроислам: что это такое и причем тут российские мусульмане

0
91
Фото: fishki.net

Эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов в своем телеграм-канале высказался о концепции евроислама. В Татарстане еще помнят о разработках Рафаэля Хакимова. Исследователь в колонке для «Миллиард.Татар» объясняет, что под этой концепцией понимают в Европе и причем тут российские мусульмане. 

Что такое Евроислам 

Собственно, изначально евроислам возник как результат поиска путей по интеграции мусульманских меньшинств в европейское общество.  То есть, он появился после того, когда началась массовая миграция мусульман в Европу. Его концепцию сформулировали независимо друг от друга Тарик Рамадан и Бассам Тиби в конце 90-х – начале 2000-х годов. Но после этого евроислам превратился в гораздо более широкую концепцию, нежели то, что предлагали его родоначальники. 

То есть, изначально евроислам – это способ сожительства мусульман с европейцами в рамках единого общества. Сейчас мы видим, что идут споры, насколько это понятие можно употреблять в научном смысле, но в политическом смысле евроислам вполне себе состоялся – это всё мы видим из практики европейских мусульман, что такое явление есть. 


Римско-католическая церковь, Восточная православная церковь и мусульманская мечеть на одной площади в Босанска-Крупа, Босния и Герцеговина
Источник фото: en.wikipedia.org


В его основе признание мусульманскими общинами Европы того, что только западная системы ценностей, западная политическая система смогут якобы обеспечить мусульманам достойное существование, прогресс и развитие. То есть, это те мусульмане, которые, прожив в Европе или США или родившись там и даже теоритически оставаясь, скажем, салафитами, не видят себя вне западного общества и западной системы ценностей, которая им кажется в настоящей момент наиболее подходящей, отвечающей их потребностям.

Теперь же евроислам выступает и в качестве внешнеполитического фактора – его используют европейские государства, США, как инструмент для проведения собственной внешней политики на Ближнем Востоке и для распространения на Ближний Восток так называемых западных ценностей. И вот недавняя ситуация вокруг чемпионата мира по футболу в Катаре показала, что у европейцев и американцев такие планы есть, и они от них никуда не ушли, вспомним ту же самую критику европейских политиков касательно прав ЛГБТ в Катаре. Всё это показывает, что и спорт уже используется в политике для продвижения этих ценностей в исламском мире. Те страны, которые этим ценностям не следуют, фактически могут быть отстранены от спортивных мероприятий. 

Для этого западу и нужен евроислам, который оказывается, в общем-то, весьма гибкой системой, как, например, в салафитских общинах Европы, которые, с одной стороны, вроде бы, как в быту следуют всем положениям ислама и теоретически поддерживают исламские принципы, но при этом считают свою страну пребывания чуть ли не идеальным обществом и готовы способствовать тому, чтобы эта системы была распространена и на  Ближний  Восток, да и на весь исламский мир, и этому не мешает то обстоятельство, что многие сегменты таких обществ явно выходят за рамки не только норм, принятых в исламе, но и не соответствуют нравственным критериям всех авраамических религий. 

Таким образом, многие представители мусульманских меньшинства в Европе не видят иных возможностей развития кроме тех, что они видят в Европе или Америке и в рамках западной цивилизации и системы ценностей. То есть, они фактически стали проводниками европейских ценностей и европейских взглядов и, по сути, они являются сегментом европейского общества, как зелёные, левые, правые или ЛГБТ. Эти евромусульмане являются такой же частью западного европейского общества, его сегментом. Если в широком смысле – это весь западный мир, а они те, кто себя с ним полностью отождествляет и готов продвигать его интересы. 

В то же время евроислам – это не реформация ислама, это, скорее, про то, как сделать мусульман инструментом не только для продвижения ценностей Запада, но и  политических и идеологических установок западных государств.

Как мусульмане России относятся к евроисламу 

Российский ислам тоже часто пытается вписаться в концепцию государства – это вообще общая проблема для мусульман, которые проживают в странах, где не являются большинством, и где общество устроено исключительно на светских, секулярных принципах. Но, что касается России, если говорить именно про отношение к евроисламу, то это, безусловно, негативный фактор и для российской уммы, так как мусульмане в данном случае превращаются в проводников западных ценностей, враждебных для России нарративов. Я сейчас говорю не только про Россию, но и про все государства, где есть мусульмане, которые пытаются противодействовать процессам глобализации под эгидой Запада. Естественно, для России всё это является также угрозой, и те структуры евроислама могут распространить свои взгляды и на территории России. 

Естественно, всем этим подходам Россия должна противостоять, действуя одним фронтом с мусульманскими государствами. Потому что евроислам – это обман, ловушка, попав в которую мусульмане превращаются в элемент глобального западного общества, в его сегмент, где мусульмане всего лишь будут одним из видов меньшинств, которые обязаны будут признавать их права иных и собственные обязанности перед ними, даже если речь идет не о религиозных меньшинствах, а, допустим, сексуальных, что полностью противоречит любым религиозным предписаниям. 

Есть ли оппозиция внутри Европы по отношению к евроисламу 

Конечно, есть, ведь насколько нам известно, западные мусульманские организации живут не в вакууме. У этих мусульманских организаций есть связи и контакты с проповедниками из арабского мира с Ближнего Востока. Как мы видим, и Кардави в своё время отзывал свои подписи под фетвами, которые он был вынужден принять введенный в заблуждения представителями евроисламских структур, например, это касалось участия мусульман в войне в Ираке в рядах американской армии: хотя на него оказывали давление представители евромусульманских организаций. 


Источник фото: zakonvremeni.ru


Многие понимают, что этот путь тупиковый и путь опасный, который может привести к необратимым процессам на самом Ближнем Востоке. Сейчас наблюдается раскол между исламскими организациями, которые действуют в Европе, и которые далеко отошли от базовых установок их материнских структур, возникших на Ближнем Востоке. Между ними  наблюдается раскол, так как европейские исламские организации зачастую превращаются в проводников концепций Запада, а вторые, действующие на Ближнем Востоке, остаются на реформистских, но всё же исламских позициях, которые считают, что нужно, наоборот, противодействовать влиянию Запада в исламском мире и вести собственную политику, не обращая внимание на запад, при этом выстраивая собственную систему, которая может быть приемлема для государств Ближнего Востока, которая бы не ретранслировала установки из Европы и США. 

Покинувшие Россию мусульмане и евроислам 

Как раз это и влияние евроислама, и часто уехавшие мусульмане покидают Россию именно из-за этих тенденций. Среди них много сторонников данного направления, и мы видим, что они поддерживают Украину и НАТО в борьбе с Россией, и эта поддержка не обосновывается какими бы то ни было исламскими подходами, но лишь теми тенденциями, которые я уже описал, где Запад пытается использовать мусульман в собственных интересах для противодействия России. 

Одно дело, если мусульмане уезжают по каким-то личным или религиозным причинам; если кто-то решил, что исповедовать ислам для них где-то более удобно и более комфортно, как эмиграция в различные мусульманские страны, и в этом я не вижу ничего плохого, но если мусульмане выезжают в связи с событиями, связанными с событиями на Украине, то здесь, конечно, есть вопросы касательно: почему они выбрали именно путь поддержки Запада и сочувствия Украины? Известно, что Украина в данном случае является не просто каким-то отдельным государством, а частью широкого западного блока во главе с США и НАТО, которые пытаются не только бороться с Россией, но и собственно представляют экзистенциальную угрозу для мусульманского мира, потому что мы видим на примере того же Катара, как они пытаются распространить свои ценностные установки на весь Ближний Восток и исламский мир. Это давление на исламский мир будет только возрастать. 

Как нам показывают события вокруг критики Катара, их цели однозначны – это распространение собственных идеологических установок для превращения мусульманского мира в собственный придаток. Поддерживая запад, мусульмане должны отдавать себе отчёт, какие истинные цели Вашингтон и Брюссель преследуют на счёт мусульман и что Россия в данном случае является серьезной преградой для того, чтобы у запада оказались развязаны руки для продолжения экспансионистской политики в отношении исламского мира. Значительная часть энергии запада уходит именно в сторону России, и исламский мир пока не испытывает того давления, которое мог бы испытывать.

Что будет с мусульманами, которые уехали

Если мусульмане уехали в Европу, то они будут проживать в т.н. мультикультурном обществе, а если они уедут, например, в Турцию, то тюркские и кавказские народы там, конечно, быстро растворяются. Турция переварила в себе достаточно много мухаджиров, многие из которых потеряли свою национальную идентичность, став турками. В Европе все несколько по-другому. Но нужно ещё раз подчеркнуть, что евроислам – это очень удобная концепция, как ответ на вызовы интеграции мусульманских меньшинств в Европу и сохранение их некой самобытности в рамках европейской системы. 

На сегодняшний день задачи их ассимилировать или переварить – нет, потому что всё это невозможно. Сама концепция евроислама позволяет зайти с другой стороны, где мусульман не ассимилируют, а делают восприимчивыми к европейским ценностям, установкам и идеологии. Вот именно такая задача и стоит. Естественно, те мусульмане, что уехали из России, будут также оказываться под воздействием этого самого влияния.


Источник фото: vegchel.ru


Российские мусульмане и своя идеология 

Я не думаю, что мусульманам в РФ нужно формулировать какую-то особую идеологию российского ислама. Но это не значит, что  российские мусульманские учёные и интеллектуалы не должны создавать в РФ соответствующие мозговые центры, наоборот, такие должны быть и в тесной координации с ведущими центрами исламской науки в дружественных с РФ мусульманских странах, например, Египте, Пакистане, Турции, Сирии, государствами Залива и т.д. и исламскими экспертными кругами работать на благо сохранения основ ислама, не допущения его приспособления под интересы глобализации и совместного противодействия вызовам и угрозам, к которым, в том числе, можно отнести и концепции евроислама и близких к нему концепций религиозного реформизма с тем, чтобы встроить религию  в канву западной системы ценностей.

Евразийство и ислам 

Евразийство – это не исламская концепция, а геополитическая. Но в целом, наверное, ислам гармонично вписывается в евразийскую парадигму. Поэтому, если в рамках евразийских концепций будет более активно продвигаться и исламский фактор в качестве некой цементирующей основы, и если удастся перевести евразийство на «исламские рельсы» при учете и всех иных составляющих, то, безусловно, в этом был бы большой успех для ислама и мусульман. И наоборот, наверное, в рамках евразийских концепций стоит отвергать те из них, которые пытаются обойтись без учета исламской составляющей или подменить ее иными. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here