Ф.Б.КАНЮКАЕВ: “Каким бы вы хотели видеть татарский праздник весны?”

12
76

В 2012 году в Самаре прошел 24-й областной татарский праздник Навруз. Возможно, в 2013 году за проведение юбилейного праздника возьмутся Самарская региональная творческая общественная организация «Дуслык» и Самарская городская творческая  общественная организация «Ак бахет».

Наверное, многие помнят о том, что после 24-ого областного татарского праздника Навруз редактор газеты «Азан» Ш.Х. Галимов в своей публикации «А был ли праздник?» высказал мнение относительно ежегодного мероприятия. Он писал, что “… «Навруз» – не татарский праздник”. Что “…раньше он собирал большое количество зрителей, с каждым годом их численность неуклонно уменьшалось и, в конце концов, дошло до постыдно ничтожного: в 2012 году не было и тысячи человек, причем, по некоторым сведениям, больше половины из них пришло сюда по пригласительным билетам оргкомитета…”

«Те, кто не пришел, думается, многого не потеряли – праздник 2012 года прошел почти по такому же, что и в 1990 году, сценарию», – также иронизировал автор.

А может быть Шамиль Хайдарович действительно был прав? Позиция большинства мусульманских деятелей насчет Навруза также известна давно – это праздник огнепоклонников, традиция зороастрийской религии и т.д. и т.п. Словом, никак не наш. Не то, что Сабантуй. Культурная общественность тоже разделена во мнениях – одна ее часть «за», другая «против».

Уважаемые посетители сайта! Нам важно услышать ваше мнение! Может, действительно, «Навруз» не татарский праздник? Может нам, признав заблуждения, как наши соседи — башкиры, пусть с опозданием, начать встречать весну по другому сценарию? По-вашему, нам следует переименовать праздник? Как же тогда он должен называться? Каким бы вы хотели видеть праздник весны? 

Мы с удовольствием выслушаем и примем к сведению любое мнение…

 

 

С уважением

член Бюро Исполкома Всемирного конгресса татар,

Президент Самарской региональной творческой общественной организации «Дуслык»

Ф.Б.КАНЮКАЕВ.

 

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Можно назвать “Боз озату”.
    Как и в культурах и традициях всех народов, татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первое «весеннее торжество» (бэйрэм) связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу – «смотреть лёд», боз озатма – проводы льда, зин киту – ледоход. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители деревни. Молодёжь наряжалась, играла на гармони. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому.

  2. Официальное булгарское название Нового года – Науруз (Новый день) имеет индо-арийское происхождение. Но были в ходу и народные названия новогоднего праздника – по имени главных обрядов этого торжества: “Карга боткасы” и “Карга Туй”. Эти обряды были посвящены главному герою новогоднего обычая – Алпу Мардукану-Карге. Ведь именно этот Алп разбил стену дивов ночью 20 марта, благодаря чему над Землёй вновь взошло Солнце и 21 марта наступил сам Науруз – Новый день! Мартовское гнездование грачей, в образах которых Алп Карга (Грач) и являлся к людям после совершения своего подвига, было сигналом к празднованию Науруза. Люди выходили на окраины сёл и городов, жгли на холмах костры, приносили жертвы Тангре и Алпам Карге и Самару, устраивали совместные пиры, на которых готовили и съедали мясо жертвенного коня и новогодние блюда из любимого Алпом Каргой ячменя – ячменный мучной напиток (пиво) и, конечно же, ячменную кашу “карга боткасы” (“грачиную кашу”) с мясом. По наименованию этой каши весь обряд приготовления и съедания ритуальной нищи назывался “карга боткасы”. До наших дней сохранились огромные булгарские(гуннские) котлы для приготовления пищи и жертвенники с изображениями львов, верблюдов, козлов и др. животных. Больше всех веселились на празднике дети. Они обязательно влезали на деревья, крыши и кричали, подражая карканью грачей. Заканчивался праздник вечерне-ночными пирами, на которых пелись “Ноуруз баете”, баит о Саке и Соке, проводились гадания и обряд “Карга Туй” (“грачиная свадьба”) – сговор парней и девушек о будущей свадьбе, так как Науруз считался благоприятным временем для выбора невесты. После заключения предварительного сговора обе стороны съедали “грачиную кашу”, причём жениху доставалось мясо, а невесте – каша. По обычаю, девушке оставлялось немного мяса. Если рано утром она съедала его, то сговор считался закрепленным, а если нет – расторгнутым. Со временем, под давлением исламского духовенства, совместное празднование Науруза мужчинами и женщинами прекратилось, хотя сам обычай забыт конечно же не был…
    Большевики причислили Науруз к исламским праздникам, показав этим своё полное невежество, и с началом своей открытой борьбы с религией, запретили. По свидетельству Кул Гали, этот праздник кара-булгары отмечали перед Карга Туем, а волго-уральские булгары – перед Сабан Туем.

  3. Название нужно оставить. Навруз звучит красиво и привычно. Просто над содержанием необходимо потрудится. Сценарий Багаутдинова уже всем приелся. В следующий раз придут на его праздник человек 300 по пригласительным билетам оргкомитета

  4. Нәүрүз атамасы-татарларга 18-19 гасырда Урта Азияда укыган шәкертләр белән ияреп кайтып,аңа кадәр билгеләнгән бәйрәмгә кушылган исем генә.Зароостризмнан ук килә торган Нәүрүз,Татар-төркиләрдәге Ел Башы белән ошаш булу да үз ролен уйнаган.
    Көн белән төн тигезләшкәндә,бабаларыбыз теләк теләп тасма бәйләгән,учакта алама яндырган ,Яңа ел башлануын бәйрәм иткән.

  5. Идел буе татарлары Нәүрүзне чәчүгә чыгар алдыннан бәйрәм иткәннәр. Мәсәлән, карга боткасын гына алыйк. Ул шулай ук Нәүрүзнең бер өлеше. Аны икенче төрле дәрә яки зәрә боткасы дип йөртелә. Нәүрүз көннәрендә ( ул атна – ун көнгә сузылган) йорттан – йортка кереп “нәүрүз әйтеп” йөрү гадәте булган. Бәйрәм көнне иртән иртүк торып 8–10 кешелек төркемнәргә бүленеп урамнарга балалар чыккан. Алар йорттан – йортка кереп, нәүрүз такмагын укып, яки яттан әйтеп , йомырка, ярма җыеп йөргәннәр. Йорт хуҗалары кичтән үк йомыркаларын төрле төскә буяп куйганнар. Соңыннан балалар бергә җыелып төрле уеннар уйнап, йомырка, ботка ашаганнар. Балалар урамнарны йөреп чыккач, атларга атланып егетләр чыккан. Аларда йомырка җыеп йөргәннәр. Бу күренеш сөрән сугу дип аталган. Яшьләр бергә җыелып уеннар оештырганнар. Арадан иң чибәр, уңган кызны Нәүрүз итеп сайланган. Җыелган халык нәүрүз җырлаган, бәет әйткән. Нәүрүз көнне кешеләр күңелендә гел игелек кенә булырга тиеш. Ул изгелек булып аның үзенә үк кайтачак. Яңа елны ничек каршыласаң, елың шулай үтәр дип уйлау күбрәк шатлану, башкаларга куаныч өләшү теләген уяткан. Кеше үз өстендәге бурычлардан да котылырга тырышкан.

  6. Үткән елны Иске Ярмэктэ бик матур Нәүрүз бәйрәме үткәрделәр. Бәлки, аларның тәҗрибәсе кирәгеп куяр.

  7. Дания, разрушить созданное годами всегда легко. А что предлагаешь взамен?

  8. Хөрмәтле Фәхретдин әфәнде!
    А не лучше ли было бы, провести один из мусульманских праздников на высоком уровне. Их у нас и так немного – Курбан и Ураза байрамы. К сожалению в последнее время эти два знаменательных праздника полностью игнорируются большой частью региональных СМИ¸ либо освещаются не должным образом, несмотря на то что мусульмане вторая по значимости конфессия в губернии. Так же можно провести провести день рождения нашего пророка – Мәүлед ән-Нәби на достойным уровне, который испокон веков широко отмечается в большинстве мусульманских стран и особо почитается из покон веков в нашем регионе. Наши дедушки и бабушки отмечая этот праздник и читая мавлиды в первую очередь знакомили молодое поколение с личностью этого величайшего человека, с его жизнеописанием и сунной. Благодаря этому, огромная часть традиции татарского народа основанна на сунне Пророка. К сожалению в последнее время большинство татарской молодежи нечего не знает о пророке Мухаммеде. А человек не верующий в его пророчество и нечего не знающим о нем не имеет права считать себя мусульманином.

  9. Я соглашусь с Наилем Биктаевым. Лучше бы вместо того, чтобы проводить праздники огнепоклонников и тратить на это деньги, лучше потратить на празднование исконно татарских (мусульманских) праздников, Курбан и Ураза байрамы. Ведь это зачтется в Судный День. А тратя деньги на не Богоугодные дела, кто знает куда мы за это попадем.
    Лучше отменить этот праздник, как это сделали наши братья башкиры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here