«Где бы татары ни оказались, они везде создавали свой мир»

0
271

Татарский народ всегда отличался своей мобильностью и открытостью. Это и помогло ему не потерять свою идентичность во времена всеобщей глобализации.

Принятая не так давно Стратегия развития татар находится на этапе осмысления. Сегодня ученые республики рассуждают на тему того, как воплотить в жизнь то, что написано в документе. В работу включились филологи, языковеды, историки и другие представители общественной интеллигенции. Для этого в институте им. Марджани организовали цикл семинаров, во время которых обсуждаются те или иные аспекты Стратегии, чтобы максимально четко реализовать написанное в ней.

– Такой документ с ясными стратегическими целями и задачами у нас появился впервые. Сейчас главное для научной общественности – определить конкретные тактические шаги по реализации этих задач, – говорит директор института Радик Салихов.

На очередной встрече изучали такие отличительные черты татар, как мобильность и открытость миру. Как отметил Салихов, эти две темы стали мировоззренческими основами Стратегии.

– Татары – это люди мира. Нам надо подумать, как в этом глобальном пространстве сохранить нашу идентичность, веру, культуру, и понять, не противоречит ли эта глобальность нашим национальным задачам или же, наоборот, способствует укреплению нашего духа и формирует новую цифровую реальность, в которой татары предстают как единый народ, несмотря на разбросанность по миру, – поделился размышлениями директор института, предваряя дискуссию.

По ходу встречи стало ясно, что если глобализация как-либо и влияет на татар, то только с положительной стороны, и это благодаря открытости и мобильности. Об этом утверждал каждый выступающий на семинаре.

К примеру, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова ИИ АН РТ, кандидат исторических наук Тэймур Галимов считает, что татарский народ характеризуется высокой мобильностью еще с Золотоордынских времен. Доказательством тому служат факты, которыми изобилуют множество источников.

– Многие из военачальников могли переходить от одной территории к другой, от служения одному правителю к другому. Для них это не было проблемой. Об этой мобильности можно говорить много и долго, но есть самый лучший пример – почтовая служба. Она достигла невероятного срока поставки письма от столицы империи до сарая в три-четыре дня. Сейчас «Почта России» так не может, – рассказал он.

А говоря об открытости, ученый подчеркивает, что еще в законах, которые писал Чингисхан, говорилось о веротерпимости татар. Тому есть и археологические доказательства. На территории городов Орды были найдены молельные и религиозные сооружения представителей нескольких религий, которые жили бок о бок.

– Мобильность, подвижность татар никогда не мешали ни их единству, ни их идентичности. Татарин, где бы он ни оказался – в Оренбурге, в Уфе, на китайской границе или где-то в Архангельске, – везде создавал свой собственный татарский мир, свое сообщество. В XIX веке это были мечеть, махалля, медресе, то есть делался вклад в передачу своих ценностей будущему поколению. Это было возможно потому, что татары, как народ кочующий, брали с собой не материальные ценности, а духовные. Это язык, кухня, обряды и традиции, – высказалась Лилия Габдрафикова, главный научный сотрудник отдела историко-культурного наследия народов республики ИИ АН РТ, доктор исторических наук.

Ученый добавляет, что современных татар, разбросанных по всему миру, объединяют те же нематериальные ценности, особенно если это татары, не владеющие родным языком. Подтверждением тому Габдрафикова считает большую популярность книг Шамиля Аляутдинова (российский проповедник ислама. – Ред.), который ведет проповеди на русском языке. Не теряет актуальности и язык, несмотря на множество проблем, и все более популярным объединяющим фактором становится музыка, тоже несмотря на всю критику современной эстрады.

– Нельзя сказать, что татарам сегодня мешает глобализация. Это просто выбор каждого. Первый вариант – раствориться, быть как все. Второй – сохранить свое лицо, данное предками, – подчеркнула историк.

Одной из предпосылок открытости и мобильности татар можно считать стремление к знаниям и образованию, считает Ляля Муртазина, ведущий научный сотрудник Центра истории и теории национального образования им. Фаезханова ИИ АН РТ, кандидат педагогических наук. Ведь как часто мы слышим о татарах, которые ехали толпами в Бухару, Стамбул, Медину учиться. В XIX веке это требовало большой смелости, говорит она.

– Одно дело добраться, а там еще нужно где-то жить, на что-то жить, учить язык и получать образование. Это говорит о том, что татары были настолько продвинуты, что, не боясь никаких невзгод, шли по миру. Мобильность – это не только о движении, это еще и о желании жить, – рассказывает она.

После долгой дискуссии ученые пришли к выводу, что открытость и мобильность татар всегда были отличительной чертой народа и они, несомненно, только помогают в реализации Стратегии в ее идеальном представлении.

Ляйсан Кадырова

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here