Домой Жизнь татар Татары в регионе И пусть развевается флаг Сабантуя!

И пусть развевается флаг Сабантуя!

4
И пусть развевается флаг Сабантуя!

По сложившейся за годы традиции праздничной площадкой для Сабантуя вновь стал парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина. И все же дух особенного, юбилейного Сабантуя, чувствовался задолго до официального начала праздника. Звучала в разных уголках парка татарская музыка – и народная, и современная, и у многих гостей, едва заслышав ее, ноги сами пускались в пляс.

В 25-й раз в Самаре прошел Сабантуй, давно ставший не только обязательной частью летнего праздничного календаря для татар Самарской области, но и для многих людей разных национальностей. Ведь Сабантуй – это еще и место встречи давних друзей. И на аллеях парка в этот день не раз приходилось слышать: «Ну вот, целый год не виделись, хорошо, что встретились на Сабантуе!».

С раннего утра стекались в парк люди. Первыми открыли программу праздника борцы на поясах «керяш» и их болельщики. Азарт борьбы привлек немало зрителей, но не только на майдане происходило много интересного. На малой сцене выступали фольклорные ансамбли, продавались изделия народных умельцев, можно было отведать блюда национальной кухни. Как всегда самые ловкие соревновались в лазанье по столбу, богатыри мерялись силой в армрестлинге и поднятии гири, а дети с азартом вели бои мешками на бревне.

Почетными гостями мероприятия стали вице-губернатор Самарской области Д. Е. Овчинников, председатель Самарской Губернской Думы В. Ф. Сазонов, глава Самары Д. И. Азаров. Перед началом торжественного открытия праздника почетные гости познакомились с шатрами, в которых была представлена жизнь наиболее активных татарских национально-культурных общественных организаций Самарской области: Камышлинского и Похвистневского районов, Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани и, конечно, Самары.

Открыл Сабантуй председатель Самарской областной татарской национально-культурной автономии М. М. Халиуллов и торжественно был поднят флаг Сабантуя. Затем прозвучали поздравления от гостей. Вице-губернатор Самарской области Д. Е. Овчинников зачитал приветственный адрес Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина: «В этом году областной Сабантуй проводится в двадцать пятый раз – это знаменательный и ответственный юбилей. И сегодня Сабантуй олицетворяет идеалы мира и добра, является символом содружества народов нашего края. Уверен, что представители татарского народа и впредь будут вносить весомый вклад в социально-экономическое и культурное развитие Самарской области, в укрепление межэтнического согласия в нашем общем доме». Он вручил Почетные грамоты и Благодарности Губернатора Самарской области активистам татарских общественных организаций за большой вклад в укрепление межнациональных отношений в Самарской области, сохранение и развитие татарского языка и культуры: Д. И. Сайфиеву –  исполнительному директору Самарского областного татарского общества «Туган тел»; Р. Т. Хузину – председателю совета общественной организации «Национально-культурная автономия татар города Самары»; Н. Р. Мустафину – исполнительному директору некоммерческой организации «Ассоциация содействия татарским предпринимателям Самарской области».

А на майдане тем временем завершались бои в борьбе на поясах «керяш». Из года в год в них участвует все больше спортсменов, ведь не кону главный приз – не только традиционный баран, но и автомобиль. Поэтому не удивительно, что зрелищные и азартные соревнования собирают сотни зрителей. В этом году абсолютным победителем — батыром Сабантуя – стал спортсмен из Самарской области Айвар Билалов. В большинстве весовых категорий первое место также заняли хозяева праздника, постаравшиеся в честь юбилея не ударить в грязь лицом.

Но веселье праздника не ограничивалось только концертными и спортивными площадками. Возле мостиков через канал под веселые татарские песни танцевали и молодежь, и люди старшего возраста. А на детской площадке, организованной СОТО «Туган тел» при поддержке ИПОЗЕМбанка, ведущие Фархад и Альбина Махмутовы не давали скучать самым маленьким. Они и состязались в народных играх, и читали стихи, и весело танцевали…

До самого вечера продолжались в парке народные гуляния, завершившиеся молодежной дискотекой.

Юбилейный Сабантуй в Самаре еще раз показал, что этот праздник стал поистине общенародным, который на протяжении многих лет дружно отмечают люди разных национальностей. И хочется верить, что еще много раз мы соберемся под флагом Сабантуя!

Светлана Воробьева.

samddn.ru

.

 

 

 

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Так уж повелось, что все татарские праздники имеют в своей основе две составляющие: национальную и религиозную. И Сабантуй здесь, конечно же, не исключение. Мужчины надевают тюбетейки, женщины повязывают платки, повсюду продают религиозную атрибутику и книги, со сцены муфтий читает проповедь — все это привычно для главного татарского праздника.

    Многие ждут Сабантуй, как возможность окунуться в мир родного народа. Где же еще как ни здесь, можно увидеть национальные традиции, почувствовать татарский менталитет, послушать родную речь. Вот с таким настроением я и направился в парк имени Гагарина, где как обычно, проходил главный областной Сабантуй.

    Но все эти трепетные чувства разбились вдребезги, как только я дошел до середины парка: до места, где так вкусно и маняще пахнет самым летним и самым «дачным» блюдом — шашлыком. И я, естественно, решил не отказывать себе в этом удовольствии. Однако найти подходящий шашлык оказалось не так-то просто: почти везде свинина. Я хотел было уже возмутиться поварами, но в это время заметил, что у моих соплеменников проблемы, подобной моей, вовсе нет. Люди в красивых тюбетейках и аккуратно повязанных платках, с полумесяцами на груди за обе щеки уплетали свинину.

    Огромные мангалы с тоннами и тоннами истекающего жиром мяса. Добросовестные повара еле успевают снимать с шампуров зажаренные куски, чтобы нанизать свежее. И многое сотни ртов, безжалостно пережевывающие все это. Зрелище, мало сказать, удручающее…

    Многие скажут: тоже мне открыл Америку, многие татары давно не брезгуют свининой в повседневной пище. Что можно возразить на это? Ничего. К сожалению, это правда. Как и правда то, что многие татарские дети сегодня даже не знают слова «Эни», а своих деревенских бабушек и дедушек, которые и по-русски толком не понимают, называют «бабуля» и «дедуля». Эти несчастные дети еще скажут «спасибо» своим родителям, когда вырастут.

    Что греха таить — да, многие татары сегодня употребляют свинину постоянно. Но делать это вот так подло: слушая проповедь муфтия и в то же время уплетая такой вот «халяльный» шашлык за обе щеки — это чистой воды лицемерие.

    Я был свидетелем, как многие недовольные этим зрелищем обвиняли организаторов праздника: мол, не смогли наладить соответствующий порядок. Однако обвинения в их адрес необоснованны — простите, но в каждую глотку не заглянешь. Другие обвиняют поваров. И это тоже несправедливо: ведь насильно никто никого не кормил. Человек сам волен выбирать себе пищу. Кстати, найти шашлык из другого мяса оказалось не так уж и сложно — здесь были и курица, и телятина, и баранина, и даже мясо страуса. Всего в достатке. Однако к этим палаткам очереди не наблюдалось — говорят, шашлык из свинины получается самым вкусным и нежным, ко всему прочему, он еще и дешевле.

    Существует мнение, что над неприятностями надо смеяться. Что же, в таком случае, давайте обхохочемся. А вот шутка: встречайте новое праздничное татарское блюдо — шашлык из свинины! Не так долго осталось и до поста в месяц Рамазан — не забудьте взять рецепт. А шутка ли это?

    Ассалямугалейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

    Виль Нугманов

  2. Виль, я с Вами согласен.

    Не нужно “шутить” и лицемерить в вопросах соблюдения татарских народных традиций, обычаев, соблюдения религиозных норм.

    Я предлагаю руководителям татарских общественных организаций привлечь знатоков татарской культуры, традиций, обрядов, и, конечно, руководителей Мечети, и выработать, утвердить, опубликовать и строго соблюдать правила проведения Сабантуев.
    Личнол я считаю, что в месте и во время проведения Сабантуя однозначно не должны продаваться шашлыки из свинины и алкогольные напитки.
    Наши оппоненты приведут десятки аргументов в пользу продажи свиного шашлыка и алкоголя – выгодно, деньги, а вот некоторые люди хотят, там бывают не только татары и мусульмане, трудно будет договориться с хозяевами кафе, уже работающими в парке им. Гагарина и т.д. и т.п.
    Все это так. Но при желании и принципиальности все эти проблемы и трудности преодолимы.

    Давайте не будем продавать и предавать традиции и принципы наших родителей, дедов и прадедов, других наших предков, которые несмотря ни на что, преодолевая громадные трудности и невзгоды, донесли эти традиции, принципы и веру до нас, до наших дней.
    Давайте не будем продавать (и продаваться) даже за “дорого”.

    Что мы передадим нашим детям и потомкам? Именно на нас прервется эстафета?

    Обращение к организаторам Сабантуя(ев) – спасибо за Ваш труд по организации и проведению народных праздников.Поясните, пожалуйста, Вашу позицию по поводу продажи свиных шашлыков и алкоголя на Сабантуе.

    Что думают наши аксакалы по этому поводу?

    С уважением, Шамиль.

  3. Шамиль туганым! Вот именно продажа свинины и спиртных напитков и отталкивает многих как сегодня модно говорить “практикующих” мусульман. Это служит поводом для радикально настроенных мусульман говорить о том что посещать сабантуи грех. Что сабантуй это чуть ли не языческий праздник. Нет еще раз нет сабантуй это наш национальный праздник. Наши предки умели проводить этот замечательный праздник без алкоголя и харама.
    А сейчас мы своим безобразным поведением на сабантуях довели до того что люди любую гулянку стали называть “сабантуем” говоря : ” ну у них там целый сабантуй!”.
    Особенно организаторы, да пусть не обидятся они, чтоб угодить руководителям накрывают им стол и как говорится “проставляются”. А можно же угощать их и нашим традиционным чаем. Здесь я говорю не только о самарском сабантуй. Такая практика существует везде. Шулай инде татар башкаларга ярярга торышп яши, а узенен дини кануннарын, йолаларын читкя куя.

  4. одно дело многочисленные кафе в парке, про них ни кто слово не говорит. но когда свинина продается в открытую в местах выделенные организаторами, тогда стоит призадуматься. это и есть ложка дегтя в бочке меда. сразу настроение испортилось а ведь такой замечательный праздник. Ильгизэр – хазрат прав! мы в своих проповедях призываем молодежь посещать данные мероприятия, стараемся доводы из Корана и Сунны приводить о важности данных мероприятий. а тут получается что нам свинью подложили. ул миллятебезне мыскыл иту була.

Comments are closed.