Домой Жизнь татар История татар Архангельской губернии

История татар Архангельской губернии

0
История татар Архангельской губернии

Татары никогда особо не признавали границы. Вольные как птицы, скорые как степные скакуны, они всегда пытались найти себя, свое деловое призвание, невзирая на географические и другие условия.

В силу разных обстоятельств, в том числе, по экономическим соображениям, татарский народ был разбросан по территории практически всей Российской империи: от западных окраин до Сибири, от Архангельска до Туркестана. Где бы ни оказались татары, ядром их общины, фактором единства оставалась религия предков – ислам.

Вот и далекий северный край – Архангельская губерния на рубеже XIX-XX веков стала для некоторых татар второй Родиной. Оправдывая свое название “Шимали төрекләре” (северные тюрки) они добрались и до Русского Севера.

Семья архангельских татар. 1917 год. Фото: www.pinterest.ru
Семья архангельских татар. 1917 год. Фото: www.pinterest.ru

До этого в Архангельской губернии встречались лишь военные-мусульмане – татары, служившие в местном гарнизоне. Их было достаточно, что понадобился даже имам. Первым муллой для татарских солдат в Архангельском гарнизоне стал тоже военнослужащий, рядовой 19-й портовой базы Мансур Иммухаметов, после его увольнения в 1854 г. обязанности имама исполняли тоже военные – Абдулла Карымов, Абдуллатиф Абдулкаримов и другие.

В конце XIX века в Поволжье случился неурожай, который коснулся многих семей. В Казанской, Самарской, Оренбургской губерниях открывали даже бесплатные столовые для неимущих.

В этих условиях часть татарских крестьян Казанской губернии, в поисках лучшей доли, отправилась на север. Чем татарин обычно добывал себе пропитание, если у него не было своей земли? Правильно, он начинал торговать. Начинал с самого малого, покупал мелочь и перепродавал его, но иногда это приводило к серьезному успеху.

Переселившиеся в Архангельск в 1899-1901 годах татарские крестьяне из Казанской губернии тоже начинали новую жизнь схожим образом. Уже через десять лет вся бакалейная торговля в городе была в руках казанских татар. В 1913 году в Архангельске проживало уже 606 татар.

Интересную статью об архангельских татарах подготовила в свое время Татьяна Трошина. Она была опубликована в журнале «Идель». Предоставим слово ей:

«С появлением в городе татар развилась так называемая “колониальная” торговля: если раньше горожане закупали продовольственные товары оптом, на ярмарках, то в татарских магазинах в любое время и в любом количестве (даже, как говорили, “на копеечку”) можно было купить чай и сахар, конфеты и фрукты. Горожане очень высоко ценили татар-торговцев: считалось, что у них всегда товар качественный и “не обманут”. Подкупала и непременная вежливость продавцов».

Мечеть в Архангельске. Фото: etoretro.ru
Мечеть в Архангельске. Фото: etoretro.ru

Малознакомые с татарами местные жители воспринимали новых соседей, как некую экзотику, но их очевидная полезность для городской жизни, судя по всему, перечеркивали все возможные не толерантные зачатки сердца. Вот, что писал о татарах архангельский журналист в 1910 г.:

«Представьте, почти все колониальные магазины в десять лет очутились в руках отпрысков монгольской расы: Фазлуллины, Хамидулины, и Ко, расписанные на вывесках разными цветами, достойное украшение главной улицы в Архангельске…».

По сведениям Татьяны Трошиной, в 1902 году в Архангельске торговали купцы Мухаммед-Закир Ишемятов (владелец четырех торговых лавок), Зигант Фазуллин (владелец шести торговых лавок). Остальные татары, очевидно, продолжали оставаться в сословии крестьян Казанской губернии и торговали по простым свидетельствам. Несмотря на успехи в торговле и накоплении капитала, татарских купцов все же трудно назвать обычными стяжателями.

Где бы они не оказались, свои финансы купцы тратили на устройство собственного духовного мира, создавали татарское культурное пространство. Так случилось и Архангельске.

Татарский мир всегда строился вокруг мечетей. Поэтому на одной из улиц северного губернского центра, после 1905 года появилась деревянная мечеть. При мечети, естественно, заработала татарская джадидская школа (мектеб). А как же иначе? Ведь забота о воспитании детей в мусульманском духе – была одной из насущных всех дореволюционных татарских общин.

Вспоминая Архангельскую губернию, не могу не упомянуть о татарском писателе Гаязе Исхаки. Судьба уготовила ему отбывание ссылки в этом северном краю. Причем дважды.

Гаяз Исхаки в Архангельской губернии. 1913 год. Фото: museum.ru
Гаяз Исхаки в Архангельской губернии. 1913 год. Фото: museum.ru

В 1906 году писателя обвинили в революционной пропаганде, хранении прокламаций и осудили на 3 года, отправили в город Пинега. Второй раз Гаяз Исхаки вернулся в Архангельскую губернию уже в 1912 году, вновь в качестве ссыльного, но уже в городе Мезень. Он тяжело переносил белые ночи и почти ничего не писал. В 1913 году в связи с 300-летием династии Романовых писателя освободили досрочно.

Татарские торговцы Архангельска выдержали все вызовы северного края. И даже в годы НЭПа именно татары начали открывать в городе первые частные магазины. Но это уже совсем другая история.

zen.yandex