Домой Ислам «Какому именно исламу в нашей стране исполняется 1100 лет?»

«Какому именно исламу в нашей стране исполняется 1100 лет?»

0
«Какому именно исламу в нашей стране исполняется 1100 лет?»

Альфрид Бустанов считает, что системное просвещение по случаю юбилея Волжской Булгарии — лучшее оружие в борьбе с агрессивной ксенофобией

«В основе моих предложений лежит триединая философия исламской культуры», — указывает историк, ассистент-профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов, выдвигая свои идеи того, так мы должны отметить 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Знание об исламской культуре во всей ее сложности и противоречивости должно выйти за пределы мечетей и медресе, уверен автор «БИЗНЕС Online». Будущая громкая дата должна стать вехой в построении гармоничного гражданского общества в России.

Детский рисунок в татарской рукописи середины 19векаДетский рисунок в татарской рукописи середины XIX века. Фото предоставлено Альфридом Бустановым

ПАМЯТНАЯ ДАТА КАСАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО МУСУЛЬМАН, НО И ВСЕХ ГРАЖДАН

Есть хорошие новости. В минувший четверг президент России Владимир Путин поручил сформировать предложения о праздновании 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. По сути, речь идет о признании столь значимого исторического события на федеральном уровне. Важно отметить, что памятная дата касается не только мусульман, но и всех граждан нашей страны вне зависимости от конфессиональной и национальной принадлежности. Исламская культура является неотъемлемой частью российского общества, его плотью и кровью, поэтому и празднование 1100-летия принятия ислама призвано распространять в нашем обществе идеи культурного многообразия, открытости и взаимоуважения.

Как историк-исламовед, я не могу остаться в стороне и в своем материале хотел бы продолжить начатый мною ранее разговор о возможной программе мероприятий в рамках 1100-летия принятия ислама. Уверен, что такие вещи нужно обсуждать с обществом, чтобы чувствовать обратную связь и одобрение наших граждан. Кратко напомню, что в основе моих предложений лежит триединая философия исламской культуры: открытость для диалога с глобальным миром, внутреннее разнообразие и международный престиж. Сочетание этих трех элементов позволит обратиться к широкой аудитории и инициировать серьезный концептуальный разговор об историческом опыте исламской культуры в России и особенно о ее будущем.

Утверждаю, что принципиальная политическая ставка на рукописное наследие как главный ключ к истории ислама в России будет вполне отвечать обозначенным выше принципам. Диалог культур, богатство сценариев развития и альтернативных путей — все это обильно представлено в рукописных сокровищах Казани.

На выставке в Национальной библиотеке РТНа выставке в Национальной библиотеке РТ. Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ В БОРЬБЕ С АГРЕССИВНЫМ НЕВЕЖЕСТВОМ И КСЕНОФОБИЕЙ, ЧЕМ СИСТЕМНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Как показать это богатство миру и сделать его ближе каждому гражданину нашей страны? В целом, я думаю, двигаться нужно от фундаментальной науки к популярным форматам. Только так мы сохраним серьезный подход к нашему наследию и сделаем его релевантным для неспециалистов.

Первый блок мероприятий должен касаться заметных действий в науке — ведь без серьезных знаний нам нечего даже соваться в эту тему. Чтобы понять, какому именно исламу в нашей стране исполняется 1100 лет, нужно взглянуть на его исторический опыт с высоты птичьего полета, охватить разные аспекты: от астрономических трактатов до учебников по логике, от любовных касыд до суфийских радений и жестких предписаний правоведов, от критики алкоголизма до споров с атеистами. Для этого нужна публикация кратких сведений обо всех рукописях, сохранившихся в архивах Казани. Такая работа заложит основу для будущих исследований, популяризация которых — центральная задача науки.

Мне известно, что в Академии наук РТ готовятся к изданию значимые труды исламских мыслителей прошлого. Некоторые новые тексты сдает в печать и автор этих строк. Однако здесь важно, чтобы профессионально выполненная научная работа не осталась пылиться на полках библиотек, ведь сегодня так много информации и мало кто может в ней уверенно ориентироваться. На помощь обществу должны прийти специалисты и выступить гидами в мире исламской культуры в России.

Второй блок мероприятий, таким образом, касается открытия знаний об исламе для широкой аудитории. Стримы в соцсетях, циклы лекций и короткометражных фильмов на YouTube — эта та реальность, через которую нам нужно действовать. Мой опыт работы с публикой подсказывает, что нашу аудиторию даже не нужно заинтересовывать, ей уже интересно все, что мы хотим сказать, ведь у многих знания об исламе в нашей стране близки к нулю.

Знаю, что меня читают наши соотечественники в регионах страны. Многим из них было бы крайне интересно узнать об аспектах исламской культуры, а зачастую — даже впервые познакомиться с миром ислама. Нет ничего более действенного в борьбе с агрессивным невежеством и ксенофобией, чем системное просвещение. Но как достичь надежного эффекта?

Заставка (‘унван) в татарской рукописи середины 19 векаЗаставка (‘унван) в татарской рукописи середины XIX века. Фото предоставлено Альфридом Бустановым

ЭТО ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА НА СЕРЬЕЗНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПЛОЩАДКЕ

Пробный шар в виде работы с выставками в обновленном здании Национальной библиотеки позволяет мне утверждать, что нам нужен выставочный проект, посвященный 1100-летию принятия ислама. Это должна быть передвижная выставка на серьезной общественной площадке с привлечением тех кадров и ресурсов, что есть в регионах. Выставка поможет транслировать положительный нарратив о роли исламской культуры в российском обществе, а также задействовать самих граждан в дискуссиях и даже театральном перформансе. Региональный компонент в передвижной выставке поможет каждому посетителю напрямую ассоциировать себя с тем, что на ней представлено. Разумеется, выставка — это не только предметы и дизайн, но и насыщенная культурная программа в виде лектория, конкурсов и иных интерактивных площадок. За год вполне реально смастерить такую выставку и сделать ее лицом празднования 1100-летия принятия ислама на федеральном уровне. Выставочное пространство «Россия — моя история», имеющееся во всех крупных городах, является достаточно серьезной площадкой для реализации такого межрегионального проекта.

Тематика 1100-летия принятия ислама гораздо шире сугубо религиозных дел. Нельзя сводить ее лишь к обрядовости или догматике. Знание об исламской культуре во всей ее сложности и противоречивости должно выйти за пределы мечетей и медресе. Современные, открытые инструменты по работе с аудиторией позволят нам сбалансировать негативный эффект, вызванный исламофобией и ксенофобией, настороженным отношением к любой инаковости. Уверен, что празднование 1100-летия принятия ислама станет важной вехой в формировании гармоничного гражданского общества в нашей стране, поможет утвердить мысль о ценности культурного многообразия — нескончаемого источника вдохновения для будущих поколений.

Альфрид Бустанов

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

business-gazeta