Домой Жизнь татар «Критикуем артистов за работу в сетевом маркетинге, а если бы уборщиками? Это позорно?»

«Критикуем артистов за работу в сетевом маркетинге, а если бы уборщиками? Это позорно?»

0
«Критикуем артистов за работу в сетевом маркетинге, а если бы уборщиками? Это позорно?»

Ирада Аюпова о том, за что художников можно лишать званий, появится ли главреж в Тинчуринском театре и что за кино о Казани выйдет в прокат.

Традиционное подведение итогов года в мире культуры с участием профильного министра и журналистов случилось накануне в театре «Экият». Впрочем, мероприятие приняло несколько иной формат — Ирада Аюпова для начала выслушала прессу, а уже затем высказалась сама по наболевшим вопросам. «БИЗНЕС Online» об основном из почти двухчасового мероприятия.

Элементы сказочности подведению культурных итогов года придавало накануне место встречи журналистов с министром культуры РТ — кукольный театр «Экият»Элементы сказочности подведению культурных итогов года придавало накануне место встречи журналистов с министром культуры РТ — кукольный театр «Экият». Фото: Алексей Белкин

«МЫ НЕ ПОТЕРЯЛИ НИ ОДНОГО РАБОТНИКА»

Элементы сказочности подведению культурных итогов года придавало накануне место встречи журналистов с министром культуры РТ — кукольный театр «Экият». Кроме того, к довольно привычному формату неформального общения Ирады Аюповой с прессой добавилась экскурсия по музею театра, а также раскрытие секретов создания кукол и работы с ними. Продолжилась встреча за общим столом с чаем, национальными татарскими лакомствами и фруктами.

Аюпова отказалась от озвучивания справок и цифр, лежавших перед министром. Вместо этого она дала слово собравшимся: каждому предлагалось назвать собственное открытие года в культуре РТ, провал года и сделать предложение министерству на будущий год. Больше 40 минут Ирада Хафизяновна слушала журналистов и гостей мероприятия, прежде чем взяла слово и прошлась по основным темам и некоторым болевым точкам.

Первым же вопросом стали итоги «ковидного» года и финансовые потери учреждений культуры. Аюпова заверила: о потерях госучреждений речи нет, они финансировались в прежнем объеме. «Мы не потеряли ни одного рабочего места, план был выполнен более чем на три четверти, несмотря на эпидемиологические ограничения. Кроме того, правительством РТ предусмотрены меры поддержки учреждений культуры в виде грантов для создания городской татарской и русской культурно-досуговой среды, поддержки организаций, участвующих в реализации этнокультурных проектов, представителей СМП в сфере народных художественных промыслов и других категорий», — прокомментировала министр культуры.

Сразу несколько замечаний и предложений касались судьбы казанских театров и их работы. В частности, журналистов волнует, что в татарском театре им. Тинчурина до сих пор нет главного режиссераСразу несколько замечаний и предложений касалось судьбы казанских театров и их работы. В частности, журналистов волнует, что в татарском театре им. Тинчурина до сих пор нет главного режиссера. Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО ПРОРЫВНОЙ ПРОЕКТ»

Сразу несколько замечаний и предложений касалось судьбы казанских театров и их работы. В частности, журналистов волнует, что в татарском театре им. Тинчурина до сих пор нет главного режиссера с момента расставания (не без скандала) с Рашидом Загидуллиным. Аюпова в ответ напомнила, что в отношении этого театра минкульт официально брал двухлетнюю паузу. Тайм-аут истекает через несколько месяцев, и вопрос этот будет решен. Но глава ведомства отметила особенно: изменения, которые происходят в этом театральном учреждении сегодня, «не самые худшие». Постановки прошлого года яркие и разноплановые, а сегодня театр готовит премьеру первого иммерсивного спектакля на татарском языке, посвященного великому композитору Салиху Сайдашеву.

«Победа уже то, что сегодня в Тинчуринском театре занята вся труппа. У них нет времени для склок — вся труппа выходит на сцену, и это самое важное, уверена Аюпова. — У нас есть мечта создать там лабораторию татарской театральной драматургии. Это прорывной проект, и, если лаборатория состоится, думаю, это будет очень неплохо. И да, главный режиссер театру, конечно, нужен. Но он же не единственный человек. Вот вы сегодня говорили о большом количестве премьер. Мы, конечно, большие суммы инвестировали в постановочную деятельность, но это стало возможным во многом благодаря федеральной поддержке. А основное условие федеральной поддержки — это приглашенный режиссер, потому что он мотивирует труппу на развитие, заставляет их слышать чужое мнение. Но формирование репертуара, его продвижение и отсутствие в нем перекосов — это задача главного режиссера».

В продолжение театральной темы Аюпова прокомментировала ситуацию с репертуаром для семейного просмотра. По ее словам, если для маленького казанца найти спектакль труда не составляет, то для подростка — крайне сложно.

«Кроме того, главным режиссером казанского ТЮЗа у нас стал Радион Букаев», наш возвращенец, — напомнила Ирада Хафизяновна«Кроме того, главным режиссером казанского ТЮЗа у нас стал Радион Букаев, наш «возвращенец», — напомнила Ирада Хафизяновна. Фото: mincult.tatarstan.ru

«Да, у нас есть недоработка», — признала министр, однако поблагодарила директоров татарского и русского ТЮЗов, Гузель Сагитову и Айгуль Горнышеву, которые «пытаются эту нишу заполнить». «Кроме того, главным режиссером казанского ТЮЗа у нас стал Радион Букаев, наш „возвращенец“, — напомнила Ирада Хафизяновна. — Вы говорите про семейные походы в театр? Да, это  большая проблема, потому что дети и родители — представители разных поколений. Найти общий язык между ними — большой вызов современному режиссеру. Букаев готов ставить такие спектакли, постановки, на которые могут прийти родители с детьми».

Из неожиданностей, по словам министра культуры, изменения в Татарстане готовятся даже для театральных буфетов. У ведомства есть задумка по созданию фирменного бренда питания в учреждениях культуры. Больше никаких пирожков на картонке: бренд должен централизовано изменить как общую культуру и меню, так и формат подачи. «Раскрывать все тайны не буду, но хотим начать такой эксперимент по повышению качества питания в учреждениях культуры и начнем мы его с Нацмузея РТ», — сохранила интригу Аюпова.

Свои изменения 2020 год привнес и в сферу киноискусства. Например, фестиваль мусульманского кино прошел в этом году в режиме закрытого просмотра, и на нем минкульт не акцентировал особого вниманияСвои изменения 2020-й привнес и в сферу киноискусства. Например, фестиваль мусульманского кино прошел в этом году в режиме закрытого просмотра, и на нем минкульт не акцентировал особого внимания. Фото: «БИЗНЕС Online»

«КИНО О КАЗАНИ БУДЕТ ПОКАЗАНО ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»

Свои изменения 2020-й привнес и в сферу киноискусства. Например, фестиваль мусульманского кино прошел в этом году в режиме закрытого просмотра и на нем минкульт не акцентировал особого внимания. Есть по мероприятию и другой вопрос: по мнению Аюповой, формат проведения фестиваля нужно пересмотреть.

Зато сейчас в Казани проводится международный фестиваль «Кино за 7 дней», второй раз за год. Съемки идут в непривычном онлайн-формате, но перспективы более, чем радужные: прошлогодний альманах выходит в федеральный прокат.

«Это большая победа: кино о Казани будет показано по всей стране. Он станет презентован на международных кинофестивалях, — сообщила министр культуры Татарстана. — В этом году площадкой для фестиваля выбран институт культуры, и я надеюсь, что это тоже даст свои плоды. Культура — специфичная отрасль, у нас не бывает так, чтобы сегодня сделал, а завтра появилось… „Золотые маски“, равно как и другие проекты, — это результат работы, которая была начата министерством в 2013 году. Преемственность и последовательная поддержка этих проектов позволяют им двигаться дальше, развиваться. Сегодня мы начинаем проект, и я уверена, что через 3–5 лет он начнет приносить результаты. Важно нам с вами понимать, что отложенный эффект в культуре — это, к сожалению, реалии».

Ирада Аюпова: «Культура — специфичная отрасль, у нас не бывает так, чтобы сегодня сделал, а завтра появилось… „Золотые маски“, равно как и другие проекты, это результат работы, которая была начата министерством в 2013 году»Ирада Аюпова: «Культура — специфичная отрасль, у нас не бывает так, чтобы сегодня сделал, а завтра появилось… „Золотые маски“, равно как и другие проекты, — это результат работы, которая была начата министерством в 2013 году». Фото: Алексей Белкин

Не обошлось на пресс-завтраке и без острых углов. Аюпова коснулась темы присуждения почетных званий республики. Напомним, что недавно вдруг нашлись желающие лишить звания заслуженного артиста РТ Марата Башарова, часто попадающего в истории с семейным насилием, а еще почему-то в сети бурно обсуждали аналогичное награждение звезды «Yзгәреш җиле» Ильнара Миранова, дескать, молодой человек еще ничем не отличился как самостоятельная творческая единица, а уже «заслуженный». Хотя иногда артисты десятилетиями ждут подобного признания. А еще министру напомнили о наших народных артистах, которые занимаются сетевым маркетингом.

 «Есть у нас такие институциональные ловушки (при рассмотрении кандидатуры на присуждение почетного звания, — прим. ред.). Например, нет жесткого требования наличия профильного образования — оно рекомендовано. Наличие стажа опять только рекомендовано, — сообщила Аюпова. — Но вот сам посыл, что „человек использует ресурсы сетевых продаж и лишите его за подобное звания“ — разные оперы. Если он нигде не работает, у него нет постоянного заработка, тем более в условиях пандемии, то это его самостоятельная деятельность. Если бы мы платили  деньги за звание, тогда бы мы могли это предложить. Но мы не платим. Хорошо, мы критикуем, что они работают в сетевом маркетинге. А если они были уборщиками? Нужно лишать за это звания? Порочит это честь артиста или нет?»

 Такие вопросы, по словам министра, это очень тонкая грань, «но я всегда готова к обсуждению».

Евгения Иванова

Фото на анонсе: mincult.tatarstan.ru