Крымские татары просят Казань защитить их историю

0
36

В Бахчисарае, который находится под шефством Татарстана, разгорелся спор между местным научным сообществом, изучающим историю крымских татар, и муфтиятом.

Руководитель частного музея Крымский исторический музей-заповедник «Ларишесс» Гуливер Альтин сообщил у себя в соцсетях, что рассматривает переезд фонда и экспонатов в Казань. 

– У меня нет желания ещё 50 лет крутиться вокруг вопроса здания, он нанёс огромные экономические потери, но главное, что музей-заповедник в мире признали с Крымом и Бахчисараем, а теперь нужно думать о развитии музея и реализации Евразийского кластера. Это возможно в Татарстане, в республике бахчисарайские инновации легче понимают, потому что это часть наследия Татарстана, – написал Альтин.

Руководитель музея заявил, что в Казани у него не будет проблем с заботой о безопасности фондов, у музея появятся нормальные условия для стабильной работы учреждения, а не «фронтовые», какие сейчас в Крыму. 

– Реализовывать проекты в Бахчисарае и городах Крыма из Казани будет даже проще – Москва к Казани ближе, чем к Симферополю. Европейским и азиатским партнерам будет легче работать, они смогут приезжать в Казань, а не только на Лазурный берег. Татарстану нужны уникальные фонды, а музею нужно географическое расположение Республики Татарстан, – добавил он.  

На территории историко-культурного комплекса «Девлет-Сарай» почти на протяжении 10 лет функционировал Крымский исторический музей «Ларишес». А с 2015 года это уже Крымский исторический музей-заповедник. Там был создан музей с экспозициями, проводилась научная деятельность. 

– Музей располагался в здании, которое было построено при содействии Исмаила Гаспринского. Там практически 2 этажа, 500 квадратных метров. Там располагались экспозиции. Туда в 2014 году определили филиал института истории Марджани – Крымского научного центра. Но он с 2016 года находится в Симферополе. В 2015 году Совет министров передал здание муфтияту Крыма. Муфтият не согласился с функционированием музея на территории этого здания. Поэтому у нас идут многолетние тяжбы и конфликты, которые уже переросли все разумные пределы. Судов пока не было, но они, по всей вероятности, начнутся, – отмечает в беседе с KazanFirst Альтин. 

По его словам, сейчас готовится запрос в Татарстан, чтобы там приняли фонды на временное хранение. А затем уже определили формат работы музея по части выставочной, экспозиционной деятельности уже в Казани. Пока не будут урегулированы вопросы с размещением музея в Крыму. 

– На данный момент мы формулируем письменный запрос. В принципе Казань готова принять наши фонды. Потому что Рустам Нургалиевич Минниханов в 2014-2015 годах дважды направлял письмо главе Крыма с просьбой музей сохранить. Поскольку наш музей в Казани хорошо известен, мы очень тесно сотрудничаем. Все экспонаты я приобретал на личные средства. Наш музей известен на весь мир, – подчеркивает собеседник. 

Альтин рассказывает, в чем именно значимость экспонатов его музея для крымско-татарского народа. 

– Основная часть экспонатов – это рукописи и книги XV – начала XX веков. Это редкие раритеты, которых в Крыму единицы. Это книги и ученых, и путешественников, и дипломатов, которые бывали в Крыму. Это рукописи ученых рубежа XV-XVI веков. Есть религиозная тематика и научные труды. Гравюры и литографии с изображением Крыма, крымских городов с 1503 года по начало XX века. Изображение крымских вельмож. У нас очень богатый фонд по крымскому ханству. У нас есть подлинные изображения крымских ханов с 1600 года, например, и по XVIII век, – утверждает он.

Таким образом получается ситуация, что в Крыму сейчас разворачивается противостояние между муфтиятом и музеем, под вопрос ставится актуализация, хранение истории о крымско-татарском народе, популяризация знаний об этом. 

Однако есть и другой взгляд на ситуацию в Крыму. 

– Крымский муфтият – один из главных партнёров Крымского научного центра. Он оказывает содействие Центру в его работе, например, предоставляет помещение для проведения научных мероприятий и собраний, его представители участвуют в организуемых центром конференциях, круглых столах и семинарах, – рассказывает руководитель Крымского научного центра института имени Марджани АН РТ Эльдар Сайдаметов.  

Собеседник и о конфликте между Альтиным и муфтиятом в Крыму наслышан. 

– Здание, которое сейчас в Бахчисарае перешло муфтияту, находится в неудовлетворительном состоянии, там требуется основательный ремонт, – говорит Сайдаметов и добавляет, что рассчитывает, что муфтияту удастся восстановить разрушающееся здание. 

По его словам, сейчас в Крыму идёт процесс возрождения исторической памяти крымского народа. За последние годы местным научным центром было издано более 20 книг по историко-культурному наследию крымских татар и других народов, проживающих на Полуострове. Выпущено 13 номеров научного журнала «Крымское историческое обозрение». 

– Отмечу, что такого количества научных работ в столь короткий промежуток времени наш народ не знал. Это стало возможным благодаря всесторонней поддержке руководства Республики Татарстан, Института истории имени Марджани – наших коллег и партнеров, – сказал Сайдаметов. 

Среди основных научных работ Крымского научного центра можно назвать:

Многотомные издания: Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар, Собрания сочинений И. Гаспринского, У. Боданинского, О. Акчокраклы; «Документы Крымского ханства из коллекции Х. Фейзханова»; монографии: «Хроника Мехмеда Сенаи как памятник крымско-татарской художественной литературы XVII века», «Крымско-татарское сценическое искусство в материалах архивов и оккупационной прессы 1941-1944 гг.», «Лексикографические работы по крымско-татарскому языку в дореволюционный период (1292–1916 гг.)», «Армия Крымского ханства: организация и тактика (XV–XVIII вв.)», «Академик С. Ф. Платонов и крымоведение» и др.

– В настоящее время работаем над многотомной академической историей крымских татар. Подобная работа проводится впервые, в ней принимают участие ведущие российские и зарубежные специалисты. В следующем году планируем издать третий том «Истории крымских татар», посвященный Крымскому ханству, – говорит руководитель Крымского центра. 

– Впервые слышу об инициативе Гуливера Альтина перевезти фонды и экспонаты его музея в Казань, – это уже заявляет замдиректора по научной работе историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» Светлана Коновалова. – У нас в Казани были года три назад выставки с его экспонатами. Выставки были у него вполне качественные, достойные. Вообще, мы сначала договариваемся устно с нашими партнёрами. Потом всё оформляем в письменном виде. Если Альтин хочет предпринять какие-то шаги, то он должен познакомиться с нашим новым директором музея-заповедника «Казанский Кремль». И там дальше уже какие-то совместные шаги планировать.

Собеседник, знакомый с переговорами Альтина с музеем-заповедником «Казанский Кремль», рассказывает, что в 2017 году у Гуливера были достигнуты некие договорённости, общее понимание с тогдашним руководителем Зилей Валеевой

– С нынешним директором «Казанского Кремля» Айратом Сибагатуллиным у Альтина нет никаких договорённостей. Сомневаюсь, что Альтин будет поддержан нынешним руководством казанского музея-заповедника. Исторические экспонаты не особо значимы для истории поволжских татар. Они только значимы для крымских татар, – заключил собеседник.

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here