Как говорили древние тюрки
Современный татарский язык по своей структуре, т.е. по основам своего грамматического строя и лексического материала, восходит к племенным наречиям и литературным языкам древних тюрков, особенности которых в определенной степени нашли свое отражение в древнетюркских рунических каменных надписях VII–IX вв. и в других письменных источниках этого времени.
Для сравнения приведем несколько примеров из большой надписи памятника в честь военачальника Кюль-Тегина:
Üzä kök täŋri asra jağyz jir qylyntuqda, äkin ara kisi oğly kylynmys ʻКогда было сотворено вверху голубое небо, внизу бурая земля, между обоими были сотворены сыны человеческиеʼ;
Bilgä qağan ärmis, alp qağan ärmis, bujuruqy jämä bilgä ärmis ärinč, alp ärmis ärinč; bägläri jämä tüz ärmis ʻОни были мудрые каганы, они были мужественные каганы, и их приказные были мудры, были мужественны, и их правители были прямыʼ;
Üzä türk täŋrisi türk yduq jiri suby anča timis: türk budun joq bulmazun, tijin, budun bolčun, tijin ʻВверху Небо тюрков и священная Земля и Вода тюрков так сказали: «Да не погибнет, говоря, народ тюркский, народом пусть будет», – так говорилиʼ.
Корни старотатарского литературного языка в литературных языках Волжской Булгарии и Золотой Орды
При этом современный татарский язык, как язык народа и нации, окончательно сформировался в Среднем Поволжье, которое с древнейших времен являлось экономическим, культурным, политическим средоточием многих как тюркских, так и нетюркских племен. Как национальный язык, он не может быть отождествлен ни с одним из своих компонентов (древнетюркским, угрофинским, булгарским, огузским, кипчакским и т.д.). По сравнению с любым из них он шире и претерпел значительные качественные изменения.
В своем становлении и развитии каждый язык проходит несколько этапов, которые связаны с историей народа. Основы этнической общности татар начинают складываться еще во времена Волжской Булгарии (X–XIII вв.) и Золотой Орды (вторая половина XIII – первая половина XV в.). Данный процесс завершается в эпоху Казанского ханства (вторая половина XV – первая половина XVI в.) формированием татарского народа.
В это же время начинают складываться основные формы существования татарского языка – диалекты и старотатарский литературный язык. На сегодняшний день письменные источники, по которым можно было бы проследить весь путь развития диалектов, не сохранились. Поэтому их реконструкция в историческом плане возможна лишь посредством косвенных данных, извлеченных из свидетельств современников, исторических трудов, письменно-литературных текстов, фольклорных произведений и т.д., что еще предстоит сделать.
Что касается старотатарского литературного языка, то он своими корнями восходит к литературным языкам Волжской Булгарии и Золотой Орды, которые сформировались на основе взаимодействия регионального (поволжского) варианта тюрки с диалектами местных булгарских, кыпчакских и огузских племен. Их традиции и нормы (литературных языков Волжской Булгарии и Золотой Орды) в дальнейшем были продолжены в эпоху Казанского ханства.
Этот период с точки зрения функционального и структурного развития в истории старотатарского литературного языка характеризуется как наиболее благоприятный. Однако в дальнейшем в силу определенных факторов общественно-политического и культурного характера его функциональная сфера и социальная база заметно сужаются.
Иноязычные компоненты
Начиная со второй половины XVI века и вплоть до середины XIХ века он употребляется лишь в качестве языка поэзии и религиозно-дидактической прозы, а также во внешних связях Российской империи со странами Средней Азии. В структурном плане в это время в старотатарском литературном языке наблюдается увеличение удельного веса иноязычного компонента. С XVII–ХVIII веков начинается интенсивное проникновение в него османско-турецких элементов, со второй половины ХVIII века усиливается влияние джагатайского языка (средневековый литературный язык Средней Азии). Данный период развития старотатарского литературного языка характеризуется также насыщенным употреблением слов и конструкций арабского и персидского языков, которые использовались татарами в качестве языков религии, науки и поэзии.
В дальнейшем все эти факторы привели к отдалению письменно-литературной формы татарского языка от народно-разговорной и сужению ее социальной базы. Старотатарский литературный язык долгое время употреблялся в кругах образованной части населения – представителями духовной интеллигенции и поэтами. Однако это не значит, что он был чужд простым людям. Об этом говорит тот факт, что написанные на нем произведения, чтение которых в кругу близких практиковалось татарами повсеместно, имели широкое распространение в народе. Такая ситуация сохранялась до конца XIX века, что было зафиксировано в трудах ученых этого периода.
Однако перемены социального и культурного характера, происходившие в этот период в татарском обществе, повлекли за собой изменения в языковой ситуации.
Дело за буржуазией
В исторической науке конец XIX – начало XX века выделяется как время формирования татарской буржуазной нации. По мнению ученых, к этому времени формируются ее основные признаки: общность экономической жизни, общенациональный язык, общенациональная территория, специфические особенности национальной культуры и национальной психологии. Изменения затронули многие сферы жизни, начали меняться социально-экономические устои общества, возникли новые социальные слои и группы.
В городах, где компактно проживали татары, появились представители светской интеллигенции – мугаллимы (учителя), писатели, публицисты, артисты, музыканты. Они вели совершенно другой образ жизни, далекий от будней сельского жителя и духовенства, хотя многие из них были выходцами из этой среды. В результате в конце XIX – начале XX века сферы употребления и социальная база татарского языка заметно расширяются, что повлекло за собой и структурные изменения. Старотатарский литературный язык, который до этого времени функционировал в основном как язык поэзии и религиозно-дидактической литературы, начинает употребляться в новых для него литературных и публицистических жанрах, таких как проза, драматургия и газетные статьи.
В них наряду с традиционными особенностями, характерными для старотатарского литературного языка, наблюдается также употребление разговорных форм – их авторы изначально старались писать на понятном простому народу языке. В результате различия между литературным и разговорным формами татарского языка начинают постепенно исчезать и начинается переход на современный татарский литературный язык.
Из сборника «Функционирование родных языков в современном мире: в вопросах и ответах» / авт.-сост.: Л.Р. Славина, А.Ф. Ханова