Домой Жизнь татар Татары в регионе Национальный капитал, или Как татары могут спасти мир

Национальный капитал, или Как татары могут спасти мир

0
Национальный капитал, или Как татары могут спасти мир

24 марта в Казани прошел Всероссийский сход предпринимателей татарских сел. Впервые в истории нашего народа бизнесмены, работающие и зарабатывающие у себя в родных деревнях, собрались вместе: чтобы поговорить о проблемах и наладить новые деловые контакты. Тренд был выявлен четкий: татарское село уже давно живет по законам рыночной экономики. И как понял корреспондент “еТатар”, живет и процветает.
ТАТАРСКИЙ БРЕНД

324 бизнесмена из 27 регионов России, 60 – из районов Татарстана. Нечасто в республике проходят мероприятия подобного уровня, где звучит исключительно татарская речь. Говорить что-то по-русски? Такой необходимости просто не было! Средняя Елюзань, Шыгырдан, Белозерье, Гали – эти названия обывателю ни о чем не скажут, но именно в них сегодня, возможно, куется будущее татарской нации.

Хасан Идиятуллин из Башкортостана уже 32 года занимается сельским хозяйством, 25 лет он посвятил разведению лошадей. Сегодня его поголовье достигает 700 особей. “Меня часто спрашивают, кто я: ИП, ЧП, ООО или ОАО. Я всегда отвечаю: я – татарин”. Этими словами Хасан әфәнде сорвал шквал аплодисментов. А вот следующее его высказывание я приведу в оригинале, т.к. перевод всё равно не передаст всю эмоциональную окраску: “Эшли торган кеше булса – татар булыр. Татар булса – тырыш булыр”.

Каждый приехавший в Казань предприниматель – это история успеха. Люди сделали себя сами на своей родной земле. А сегодня они строят мечети и помогают татарским школам.

Камиль Дауликамов родился и вырос в Москве, но бизнес построил на земле своих предков, куда и переехал. Сегодня его компания ежегодно производит 150 тысяч тонн чистой питьевой воды, или больше 400 тонн в день.

Фарит әфәнде из Бугульминского района Татарстана разводит лошадей и производит кумыс. Он подчеркнул значимость этого напитка. “Мы должны позиционировать и лошадей, и кумыс как татарский национальный бренд. Это вещи, которыми мы обязаны гордиться”, – сказал он.

ТАТАР ПУСТЯТ В ТАТАРСТАН

Расих Латыпов – заместитель председателя Всероссийской ассоциации татарских деревень. Выходец из села Гали, что в Самарской области. Сегодня его мясной комбинат ежегодно производит 500 тонн халяльных мясопродуктов. Годовой оборот составляет 100 миллионов рублей, а средняя зарплата сотрудников на комбинате – 15-20 тысяч рублей. Помимо этого в деревне Гали сегодня работает два больших крестьянских хозяйства, есть теплица. На 715 домов в селе приходится 1200 автомобилей.

Расих әфәнде обратился к президенту Татарстана с просьбой подумать о возможности открытия в Казани логистического центра для халяльных продуктов. Минниханов тут же ответил на это:

– У нас в республике реализуется проект халяль-хаба, думаю, что можно предложить сотрудничество в этой форме. Кроме того, ко Дню Республики мы откроем агропромпарк, где свою продукцию смогут реализовывать, в том числе, и бизнесмены-татары из-за пределов республики.

Расих Латыпов начал свое “халяльное” дело в 2003 году.

– Я оказался первооткрывателем халяльной продукции в России. О нас услышала Москва, вышли сюжеты на федеральных телеканалах. Так что в этом плане мне, можно сказать, повезло. Моя продукция сама себя прорекламировала. Продолжаю расширяться уже десятый год. Сегодня у меня есть дилеры в Татарстане, Башкортостане, Оренбургской, Челябинской, Ульяновской областях. В общем, кормим халяльными колбасами чуть ли не всю Россию, – говорит Латыпов.

– А мясо у кого берете?

– Сырье покупаю только у своих: у татар из села Шыгырдан что в Чувашской Республике и у наших соплеменников из деревни Средняя Елюзань в Пензенской области.

Вступление России в ВТО Расиха Латыпова особенно не волнует. “Конкурентов на халяльном рынке я, в принципе, не вижу”, – говорит он. Но вот с овощами, которые он тоже выращивает, проблемы есть.

– Если раньше наш Гали называли оптовым рынком, т.к. к нам чуть ли не вся Самарская область приезжала за овощами, то теперь выращенные нашими руками экологически чистые продукты реализовать очень сложно. Турецкие и китайские овощи уводят наших клиентов просто потому, что они дешевле.


ВСЕ КАРТЫ В РУКАХ ТАТАР

Бурные аплодисменты вызвало выступление Фаузии Байрамовой.

– В России не 4200 татарских деревень. Я этот вопрос хорошо знаю, т.к. постоянно езжу по стране и в курсе, что происходит на местах. В Российской Федерации насчитывается около 5 тысяч татарских сел. Но нет ни одного полностью татарского города. За 400 лет, которые татары находились под религиозным и национальным гнетом, наш народ воспитал в себе такие качества как терпение, хитрость, смекалку. Мы остались живы благодаря трем вещам: нашим религиозным деятелям, нашей интеллигенции и татарским баям.

Именно на плечах татарских богачей, по словам Байрамовой, держалась вся татарская жизнь. А для того, чтобы сохранить татарское село сегодня, нужно обеспечить три вещи: это мечеть для старшего поколения, работа для молодежи и школа для детей.

– Если не будет хотя бы одного из этих компонентов, татарское село не выживет. А какой еще народ в нынешней России живет за счет своих деревень? XXI век диктует свои условия. Питьевая вода и экологически чистые продукты сегодня становятся на вес золота. Где всё это производится? На селе. И татары, живя и трудясь на своей родной земле, вполне способны обеспечить этим и себя, и других.

“Етатар”.