Во второй части интервью «Татар-Дуслык» с доктором исторических наук, профессором, научным редактором Самарского федерального исследовательского центра РАН Наилей Тагировой поговорили на тему героя – кого считает героями современное общество, почему образ героя стал чаще отождествляться со знаменитостями и с деньгами?
На сегодняшний день “Герои нашего времени” – это вовсе не поэты, художники, ученые и врачи; немногие люди могут назвать хотя бы десяток таковых среди ныне живущих людей. Наши сегодняшние герои – это миллиардеры, стартаперы, известные деятели индустрии развлечений, спортсмены-чемпионы и т.д.
– Наиля Фаридовна, как вы считаете, почему образ героя стал чаще отождествляться со знаменитостями и с деньгами, а не со смелостью, отвагой и гениальностью?
– Слово «герой» имеет много смыслов. Кто такой герой? Это некий образ, дающий представление о времени, в котором человек живёт. Герой как типичный представитель определённой группы, социального слоя. Например, Печорин – в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова или пушкинский Евгений Онегин. Или Павел Власов в романе А.М. Горького «Мать» и т.д. Эти образы создают и формируют деятели культуры, исходя из того, что они видят в современном им обществе. И эти образы устойчивы.
Есть и другое понимание. Герой – как идеал, эталон, образец для подражания. Иногда можно услышать: «Он – мой герой». Есть и еще такой смысл: герой как доблестный, отважный воин.
Это разные смыслы и разные образы героев. Современная ситуация обострила духовные поиски человека, она ставит его пред вопросами: что есть героизм, что есть добро и зло, «склониться пред ударами судьбы или должно оказать сопротивленье?» (Гамлет) и т.д.
Для нас, россиян, сейчас уникальное, потрясающе интересное время. Последние тридцать лет мы переживаем момент внутреннего «раскола», конфликта ценностей советской эпохи и эпохи рыночной. У каждой из них свои ценностные ориентиры. Потому и видим разных героев. Герои из окружающей действительности – герои временные, не вечные. Вряд ли нужно на них опираться. Сегодня он герой, а завтра антигерой (это я о поп-звездах, стартаперах и т.д.). Раньше, к примеру, в СССР валютные операции считались преступлением, оно наказывалось 25 летним тюремным заключением. А теперь любую валюту можно совершенно спокойно купить в банке.
Я со школьной скамьи помню слова В. Маяковского: «Делать жизнь с кого? Делайте ее с товарища Дзержинского». Или другое выражение поэта: Коммунизм? – Сиди и жди. Нам с тобой делать неча, если думают вожди». Все это формировало определенный образ героев и определенные формы поведения молодежи.
Вот Вы говорите о банкирах и миллиардерах. 1990-е годы вывели на арену совершенно других людей. У них не было «типичных советских качеств», у них проявились другие – сами по себе с нравственной стороны нейтральные качества: они сумели быстро адаптироваться к ситуации, сориентироваться на новые ценности, которые стали привноситься в общественную жизнь. Мне представляется, что не в этом суть, но в том – что лежит в основе твоих действий? Ради чего ты поступаешь тем или иным образом? Не важно – ученый ты, миллиардер или доблестный воин. Важно, какое намерение лежит в основе того или иного поступка. А вот это как раз и далеко не всегда видно. И здесь только один судья – Всевышний Творец и твоя совесть.
В истории России есть подлинные герои, вне эпохи, не политизированные герои, а подлинно народные. Те, которые защищали родину, служили народу, исповедовали добро, терпение, нравственность, духовность. Например, Алесандр Невский. Хотя современники его критиковали и даже изгоняли с княжения. Князь Александр Невский – не только воин, государственный правитель, но истинно верующий православный. Его вера составляла опору и государственной деятельности, и воинской доблести. Поэтому, как мне кажется, подлинные герои – герои вне времени.
– Мир стал слишком материальный, люди стали больше потреблять и мало отдавать. Стали забывать свои духовные и культурные ценности и принимать чужие за свои. Кто (или что) формирует образы?
– Человек – самое сложное явление в мире. Все, что он видит, слышит в своей жизни запечатлевает его память. Память живет в каждой клеточке его тела. Их миллиарды. И он сам, по мере роста и развития, формирует образы. Смотрит, наблюдает, делает выводы, выбирает для себя – кто для него ориентир, кто его герой. Ребенок живет и развивается в определённой среде, которую создают родители, семья, школа, социум. Семья и школа – прежде всего. Повзрослев человек сам становится главным творцом своих образов. Он может выбирать – что ему смотреть, куда ходить (в пивной бар, библиотеку или храм), с кем дружить. Это не простой выбор.
В обществе меняются ориентиры. Всё изменчиво. Многие герои массмедиа в нынешней ситуации показали себя не с лучшей стороны. Но мы узнаем и других, сильных духом, никому не известных ранее людей, которые отправились исполнять свой долг. Их много, прежде они были в тени, и, пожалуй, сами не знали о своих потенциальных героических качествах.
Думаю, что человек должен искать вечные опоры. Кто эти вечные герои? Так как я человек верующий, для меня это люди, которые передавали, проповедовали свою веру, не смотря ни на какие внешние обстоятельства – Пророки Мухаммед (с. а. в.), Иисус Христос, Моисей и другие. Их жизнь, которую надо изучать, – жизнь духовной твердости, укрепления веры. Они показали путь противостояния страстям, вседозволенности, «легкости бытия». И это очень большой духовный труд.
Сегодня в России время изучения себя, своих черт характера, своего нрава. У российского народа есть множество разных качеств – быстрая приспособляемость и терпимость, бесстрашие и сострадание, жертвенность, готовность отдать жизнь ради ближнего, доброта и много других хороших качеств, которые мы часто не ценим, не замечаем, не проявляем сразу. Нынешнее мгновение даёт возможность посмотреть на себя.
Вспомним: в 1812 году была война с Наполеоном, которую мы выиграли. Российские офицеры того времени – это люди, которые в детстве были воспитаны на идеалах Великой французской революции 1789 года и идеалах Наполеона. Для маленьких дворянских детей в начале 19 века Наполеон был кумиром, героем революционной Франции. Он – человек, который «сделал сам себя». Потом этот «герой» нападает на Россию. Русское офицерство переживает крах идеалов. Это было тяжёлое время в духовном смысле. Офицеры по-французски часто говорили лучше, чем по-русски. Они познакомились со своим собственным народом, когда пошли воевать, увидели другую Россию – крестьянскую, солдатскую.
Можно вспомнить крах марксистско-ленинских идеалов у многих советских людей в конце 1980-х гг. По поводу крушения идеалов есть на что посмотреть в нашей истории. И есть на что опереться.
– В связи с событиями, происходящими в мире, видимо, пришло время, когда вся «мишура» должна отлететь и остаться только самое важное. С Вашей точки зрения, меняется ли прежняя тенденция героизации к лучшему?
– СМИ стали снова разворачивается не к заграничным кумирам, а российской глубинке. То, что нам показывают по телевизору или есть в интернете – далеко не вся Россия. Видна только «поверхность воды». Но есть огромные «глубины» народной жизни. Сама Россия гораздо глубже, больше, образованней, умнее, нежели она отражена в интернете.
Очень многие люди не владеют технологиями или не считают нужным что-то писать, рассказывать о себе в соцсетях. У них есть реальная нормальная жизнь, которую не нужно демонстрировать в интернете. Просто они «не трубят» о себе. Как говорится, «пустая бочка громко звенит».
Наше время очень интересное. Каждый человек формирует себе идеалы и образы. Да, на него «давят», «тянут» в ту или иную сторону, сулят подарки и быстрое обогащение. Но надо помнить, что мы люди. И мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. А вот чем наполнить свою жизнь – зависит от самого человека. Человек может избрать свою «линию жизни», жить и по сердцу, и по уму. В нашей истории есть много таких примеров.
Пришло время расправить всем нам плечи и восхититься тем, что мы россияне.
Айгуль Минастинова