«Нижнее Поволжье – это колыбель тюркских племён»

0
30

В Астраханской области рядом с деревней Самосделка обнаружены остатки города Саксин, где найдена уникальная керамика, которая производилась только в средневековой Волжской Булгарии.

Руководитель Центра исламского наследия Болгарской исламской академии и Заслуженный работник культуры Татарстана Сулейман Рахимов родом из Астраханской области. В интервью журналисту KazanFirst Ильнуру Ярхамову он рассказывает, как наткнулся на идеологическую цензуру, когда переехал в Казань и стал знакомиться с советским научно-гуманитарным миром ТАССР. А также раскрывает связь между территорией Среднего и Нижнего Поволжья.

– Сулейман Туктарович, расскажите, кто вы и откуда?

– Я из Астрахани в Казань приехал в 1984 году. По происхождению – наполовину татарин-карагаш. Хотя сегодня уже говорят просто «карагаш» в Астрахани. И наполовину – юртовский татарин. Моя прабабушка была родом из Татарстана, то есть казанская татарка. Так что во мне кровь казанских татар тоже течёт. А со стороны мамы – чисто астраханские татары и карагаши.

Историей я стал интересоваться с молодости. Отношение к истории мне привил мой дед. Когда я уже подростком был, все родственники мне стали приносить старые и ненужные книжки. В 7-8-м классе я уже хорошо читал старотатарскую литературу.

Я когда в Казань переехал, то первое замечание я получил от одного из казанских филологов. Он мне сказал: «Сулейман, о Гаязе Исхаки у нас не очень принято говорить. Ты откуда его знаешь?». А я ему: «А мне дед рассказывал». Я уже читал сочинения Исхаки. Спрашиваю: «А что, нельзя?». А он мне: «Я последний, кому ты об этом рассказывал. Больше никому не говори».

– Какие у вас были научные интересы по приезде в Казань?  

– Так как я мог работать с источниками…

– Работать с историческими источниками… То есть вы разбираетесь в арабской письменности?

– Да. Но меня не смог к себе взять историк Миркасым Усманов, потому что у него уже были ученики. Меня к себе взял Рафик Измайлович Нафиков. Но из-за этого у меня были проблемы, потому что он руководил кафедрой истории КПСС в Университете. В общем, они долго думали, как подогнуть мою тему о шакирдском движении к КПСС. Мне, в общем, предложили тему мусульманского образования татар до революции. Это, конечно, была интересная тема.

– Мусульманское образование в Казани?

– Нет, не обязательно Казань. Я сейчас понимаю, что тогда нужно было взять мусульманское образование в Казани, потому что источников много. Но я тогда тему взял всеохватно, по всей Российской империи. А хронологически мы ограничили тему рамками до начала ХХ века.

Но так как я очутился на кафедре истории КПСС, то должен был освещать какие-то общественно-политические движения среди молодёжи. Многие старые убежденные коммунисты мне на кафедре говорили: «Это что получается у нас? РСДРП руководило шакирдским движением? Вы это нам хотите сказать?». В общем, я не сумел довести эту тему до диссертации. Мне нужно было очень много что подделывать под историю и идеологию КПСС.

Потом ушёл в работу с источниками, в источниковедческую сферу, стал работать в архиве. Затем с Дамиром Рауфовичем Шарафутдиновым (1993-2005 гг. – начальник Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан. – Ред.) организовали историко-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков».

И вот когда я работал в журнале, мне пришла мысль, а почему бы нам серию не организовать о людях, об исторических личностях. Ведь мы сидим на документах, а о многих личностях прошлого было неизвестно. Мы даже элементарную биографию некоторых не знали. Например, мы подготовили публикацию о Шигабутдине Марджани.

Книгу по татарскому просветителю из Астрахани Абдурахману Умерову я делал один. По нему документы собирал лет 15. Встреча с его сыном предопределила мой окончательный выбор написать об Умерове. Я общался с филологом Ибрагимом Нуруллиным и как-то случайно упомянул имя Абдурахмана Умерова. И он мне сказал, что знает его сына Хамита Ага – средний сын Умерова. К моему удивлению, я получил от него ответ: «В любое время приезжай, я живу в Подмосковье. Мы с тобой будем общаться». Познакомились. Он что мог – все о своём отце мне рассказал, показал документы. Он собирал архив, потом этот архив уже внук Умерова подарил татарстанскому архиву. Так что большинство документов по Умерову хранится сейчас у нас.

– Давайте раскроем этнополитическую историю Нижнего Поволжья. У меня есть ощущение, что раскрученная история Золотой Орды несколько оставляет в тени историю этого важного для татарской нации региона. Расскажите, что происходило на территории Нижнего Поволжья, когда у нас тут в Среднем Поволжье цвела Волжская Булгария?

– Нижнее Поволжье – это колыбель тюркских племён, это место цивилизационного контакта. Этот регион стратегический, всегда привлекал к себе внимание, из этого региона было удобно торговать практически со всем миром. Здесь был и Хазарский каганат, была и фактория Волжской Булгарии, а потом приходит Золотая Орда. На этой территории проживали такие племена, как огузы, кипчаки, булгары, хазары и так далее.

Мы можем территорию современной Астраханской области с X по XIV век назвать территорией Волжской Булгарии. 20 лет назад начались раскопки в районе деревни Самосделки. Я сам там бывал. Там обнаружили булгарскую керамику. Скорее всего, это обнаружили булгарский город Саксин. Там нашли в глинобитных юртообразных помещениях и домах керамику, которую только в Волжской Булгарии делали.

Средневековый арабский автор Аль-Гарнати пишет, что в этом городе было несколько соборных мечетей, что в центре жил булгарский эмир, что в этом городе жили огузы и «дети Сувара». Аль-Гарнати 20 лет прожил в этом городе, семью завёл, дети у него родились в Саксине.

Есть предположение, что Саксин вообще «сидит» на хазарской столице Итиль. Но пока этому нет доказательств.  

– Получается, сейчас самое время перерисовать школьные карты Волжской Булгарии и обозначить Саксин как город этого средневекового государства?

– Если Саксин не буквально город Волжской Булгарии, то точно её территория контроля. Саксин, к слову, погиб не от завоевателей. Просто город стало топить, жители города постепенно ушли, а он захирел.

– Известно, что во время Золотой Орды в Среднем Поволжье был Булгарский вилайят. А что за вилайят был на территории Астрахани?

– Этот период истории у нас плохо изучен. Хан Батый эту территорию – Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Мангышлак – отдал своему младшему брату Тукай-Тимуру.

Один из ханов Большой Орды и первый Астраханский хан были потоками Тукай-Тимура. Золотая Орда распалась на эти княжества – Большая Орда и Астраханское ханство.

После распада Золотой Орды создаётся ряд государств. Большая Орда выделяется самой первой и объявляет себя правопреемницей Золотой Орды, и все другие ханства понимают, что придётся ей подчиняться. Выделяется оппонент Большой Орде – Крымское ханство, у которого тоже есть амбиции стать самым главным ханством. Самым поздним у нас образуется Ногайская Орда, где-то в 1480 году, до этого считается Мангытским юртом.

Думаю, проблема Большой Орды была в том, что она представляла собой кочевое хозяйствование, хотя у них и земледелие уже начиналось. Им не хватает пастбищ. Каждое татарское ханство выделило себе какие-то территории, и вот между ними разгорается битва за пастбищные территории. А у Большой Орды – небольшая территория, там к концу XV века начинается кризис.

Одной из статей расходов у татарских государств была ещё дань из Руси. Они её исправно получают, с 1450-го по 1470-е. Руси надо было ежегодно отдавать 140 тысяч алтын в два этапа. Со временем Большая Орда стала слабеть и соседние государства этим воспользовались. Хана Орды в 1481 году предательски убил сибирский хан Ибак с ногайцами Мусой и Ямгурчи, которые приходятся великому Идегею правнуками.

– То есть даже для татарских ханств Большая Орда была бременем?

– Да, они поделили пастбища Большой Орды. Часть себе забрала Ногайская Орда, часть – Крымское ханство.  

Астрахань была частью Большой Орды. Астраханский хан убежал в 1459 году от своего брата Ахмеда, который правил Большой Ордой. И вот младший брат сел в Астрахани на престол и объявил Астраханское ханство отдельным от Большой Орды государством. Так что всё население Астрахани в средние века – это население Большой Орды.

Ильнур Ярхамов

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here