Организатор концертов в Казани: «Из-за коронавируса мы потеряли десятки миллионов рублей»

0
124

Бизнес и кризис: генеральный продюсер агентства SIYAH о крахе шоу-бизнеса и о том, почему артисты из РТ не могут стать звездами

«Тот шлепок, который нам всем дали, очень многих поставит на место и покажет, как работать нельзя!» — говорит Владимир Шавгулидзе. Индустрия шоу-бизнеса в состоянии краха — и не только в России. О том, как музыканты из Татарстана упускают свои возможности из-за гонки за корпоративами, почему участие в шоу «Голос» — это бессмысленная трата времени и каковы рецепты выживания в кризис, читайте в его интервью «БИЗНЕС Online».

ГЕРОЙ

31-летний Владимир Шавгулидзе — генеральный продюсер ShowMakers group и концертного агентства SIYAH Booking — официального партнера лейбла Zhara Music, которым владеют музыканты Бахтияр Алиев (Bahh Tee) и Эмин Агаларов (EMIN). За 13 лет Шавгулидзе организовал в Казани и за ее пределами свыше 200 концертов. На сегодняшний день также является концертным директором 20 популярных молодых исполнителей со всей России, в числе которых — Jony, DAVA, Зомб, челнинский дуэт «Чаян Фамали» и многие другие.

«Что касается ShowMakers, то концерты, которые были запланированы на весну, мы перенесли на осень. На данный момент готовимся к мероприятиям в штатном режиме»«Что касается ShowMakers, то концерты, которые были запланированы на весну, мы перенесли на осень. На данный момент готовимся к мероприятиям в штатном режиме». Фото: «БИЗНЕС Online»

НАСКОЛЬКО СИЛЬНО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕМУ БИЗНЕСУ?

  • У нас есть два направления — компания ShowMakers group, которая существует в Татарстане уже 13 лет, и букинг-агентство SIYAH (эксклюзивный концертный партнер лейбла ZHARA MUSIC). Что касается ShowMakers, то концерты, которые были запланированы на весну, мы перенесли на осень. На данный момент готовимся к мероприятиям в штатном режиме. Еще есть надежда, что будут приняты разумные меры по пресечению дальнейшего распространения вируса, и осенью снова разрешат проводить концерты, которые так ждут люди.
  • Если говорить о компании SIYAH Booking, то здесь потери исчисляются десятками миллионов. Ведь у артистов отменены все офлайн-концерты. Но зато появились онлайн-выступления, которые помогают держаться на плаву и дают возможность задуматься о новых направлениях бизнеса. Кроме того, карантин можно рассматривать как отличное время для того, чтобы наши артисты подготовились к концертному сезону, написали новые альбомы и синглы.
  • Индустрия, действительно, в состоянии краха — многие организаторы и продюсеры не могут работать, у них нет финансовых потоков. В стране оказались выброшены за борт десятки тысяч людей, задействованных в индустрии, а ведь у многих есть семьи, кредитные обязательства и ежедневные расходы. Не так давно в Forbes вышло интервью Пашу, одного из соучредителей Black Star, который очень подробно описал ситуацию, которая происходит в их бизнесе. Представьте: если у такой крупной компании есть трудности — то что происходит с маленькими лейблами, которые только начинают это движение вверх? Думаю, многие из них ждет банкротство!
  • Все концерты по всему миру приостановлены, когда это все закончится — не знает никто. Огромное количество людей, работающих и связанных с индустрией шоу-бизнеса, сейчас находятся без работы. Это концертные площадки, билетные операторы, организаторы, прокатчики и так далее. Конечно же, пострадали и сами музыкальные лейблы и их главный актив — артисты. Обычно доход лейбла складывается из нескольких потоков — сольные концерты, частные мероприятия, рекламные интеграции и цифровая дистрибуция, то есть монетизация музыкального контента в Интернете на цифровых площадках. Сейчас львиную долю доходов у лейблов просто забрали. Есть возможность ориентироваться только на дистрибуцию и редкие мероприятия в режиме онлайн. Если говорить об артистах первого эшелона, то, отменив даже несколько мероприятий в месяц и рекламные контракты, они теряют катастрофические деньги — счет идет на миллионы долларов.
  • Но самый главный момент не в том, кто и сколько потерял на сегодняшний день, а в том, что прямо сейчас мы теряем время, которое неразрывно связано с деньгами. Станет ли кризис 2020 страшнее кризиса 2014? Время покажет. Сейчас мы, как и все, находимся в пограничном состоянии: то ли в стране будет еще хуже, то ли лучше.

ЧТО СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Мы сохранили весь свой штат, это более 15 человек. Все обязательства, которые мы можем выполнять, мы выполняем, команда продуктивно работает в удаленном режиме. Я просто не могу представить, как можно выбросить на улицу тех, кто верно трудился на тебя все эти годы. Хотя прекрасно осознаю, что содержание коллектива обходится нам в серьезную сумму. Для нашего рода деятельности мы, в принципе, — одна из немногих компаний, которая держит такой внушительный штат.
  • Сохранить людей удалось, в частности, благодаря очень неплохому началу весны — у нас были успешные мероприятия, и мы создали себе определенный задел для того, чтобы существовать на протяжении этих «нерабочих дней». Плюс у нас есть московское направление, которое помогает нивелировать потери.
  • Главное подспорье в том, что пока кто-то приобретает очередную иномарку, мы покупаем новые офисы и оборудование, которое позволяет минимизировать расходы и увеличивать прибыль! Да, иногда, действительно, дешевле и правильнее арендовать — но для нашего собственного спокойствия мы всегда стремились к тому, чтобы у нас было все свое. Поэтому сейчас, когда многие пытаются договориться со своими арендодателями и найти компромисс, мы об этом просто не думаем.
  • Инвестиционные планы мы не пересматриваем. Ни один бизнес не застрахован от той ситуации, которая происходит сейчас, и поэтому чем больше активов и капиталов мы имеем, тем проще нам будет переживать подобные передряги. Тяжелые моменты у нас уже были — в 2014–2015 годах, когда подскочил курс и мы оказались в западне контрактных обязательств. Очень тяжелым был и 2016 год — на протяжении тех лет мы занимались тем, что отдавали долги. Тогда у нас еще не было серьезных оборотов и портфеля из капиталов, который мы смогли обеспечить сейчас.
  • В принципе, в любой ситуации можно найти плюсы. Так, многие компании автоматизировали процессы и поняли, что можно работать удаленно. Благодаря этому где-то продуктивность даже возросла — когда у тебя все в электронном виде, ты можешь находить изъяны в работе своих сотрудников и вообще в своей стратегии в целом. Кроме того, в такие времена многие компании хорошо проверяются на «вшивость»! Нередки случаи, когда партнеры по бизнесу в одностороннем порядке меняют имеющиеся договорные обязательства. Будешь ли ты работать с ними в дальнейшем? Не думаю.
  • Главное в любой ситуации — иметь настоящую команду.Когда ты работаешь с профессионалами, которые являются для тебя настоящей семьей, кризисы будут для тебя менее заметными. В нашей деятельности все строится на людях и отношениях. В своей структуре я собрал крутых профи, с которыми не страшно смотреть в завтрашний день. Также я очень горжусь трансферами топовых саундпродюсеров в наш казанский офис, в числе которых — саунд-продюсер многих песен Макса Коржа — Thunder6 и белорусский продюсер Стас Сацура, который знаменит работой с Серегой, Бьянкой и многими другими популярными артистами. Ежедневно в нашей казанской студии создается музыка, которая потом «заселяет» топ-чарты — и это предмет нашей гордости. Мы уверенно разбиваем миф о том, что весь шоу-бизнес — лишь в Москве. Дайте нам еще пару лет, и все будут говорить об обратном.

ВАШ ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ

  • Мы не увидим каких-то запланированных мероприятий — я уже говорил, что многие просто разорятся.
  • То же самое может произойти с продюсерами и лейблами. У больших лейблов — огромные команды, которым нужно платить зарплату, и без этого штата сотрудников работа артистов невозможна. Стандартная команда лейбла — минимум 30 человек: это саундпродюсеры, пиарщики, менеджмент, продакшн, танцоры, музыканты, художники по костюмам и так далее. Что говорить о начинающих артистах-одиночках, которые только-только начинают взлетать? Концертов нет, денег нет, а развиваться нужно. Выход один — писать тексты и получать доход с дистрибуции. Но чтобы грамотно поддерживать релизы, нужны деньги. Где их взять? У лейблов. Но сейчас они есть не у всех.
  • Рынок дистрибуции тоже просел. Пока речь идет о 10-15 процентах, что будет дальше — пока никто не знает. Следующий отчет появится через три месяца — тогда можно будет отследить, как пандемия повлияла на этот рынок.  

О ШОУ-БИЗНЕСЕ В ТАТАРСТАНЕ: ПОЧЕМУ У МЕСТНЫХ АРТИСТОВ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ СТАТЬ НАСТОЯЩИМИ ЗВЕЗДАМИ

  • В Татарстане большие возможности, но нет стратегии. Есть очень небольшое количество музыкальных событий и примеров, благодаря которым начинающие артисты могут развиваться как самобытный продукт. Ведь для молодых и перспективных важно учиться и впитывать рядом с мастерами своего дела. Тот уровень шоу, материал и формат, который успешен в Татарстане, часто не находит отклик в сердцах российских слушателей. Публика стала разборчивей, ей не навяжешь то, что ей не по душе.
  • Раньше шоу-бизнес был таким: нас заставляли слушать то, что нравилось и подходило ТВ и радио по формату. Я даже не говорю о проплаченных проектах, которые нас заставляли воспринимать как тренд. Никто толком не знал, что такое топ-чарты, зрительские голосования — раньше такого не было. Сейчас слушатель имеет право выбирать, поэтому редактора медиахолдингов никогда не поставят в эфир клип или песню, которая не интересна аудитории. Сейчас в ротации на телевидении стараются брать лучшее из Интернета, эти глобальные изменения сильно почистили рынок.
  • Тот контент, который создается в республике и продается на все корпоративы, неприемлем для тех, кто живет нынешним днем. Если вы посмотрите live-выступления с концертов МонатикаКоржаZivert и Лободы, то поймете, что между их уровнем и нашим уровнем в республике — даже не пропасть. Для многих слово «круто» означает, что артист поет «вживую», выступает с бэндом или на протяжении выступления трижды меняет костюмы. Но на самом деле «круто» — это когда собрана профессиональная команда, которая живет артистом, ежесекундно радеет за шоу и работает как единый механизм. Кто может себе позволить в республике команду? Никто. Людям просто достаточно выступать на корпоративах и получать свои гонорары.
  • В Татарстане есть крутые музыкальные коллективы, которые могли бы легко претендовать на популярность в России. Но они не стремятся к тому, чтобы потратить свое время и деньги на то, чтобы написать свой собственный материал и попытаться вырваться из капканов дешевых корпоративов. Хотя сейчас как раз то время, когда это можно сделать. Собственные песни — это шанс на то, что тебя услышат и ты найдешь свою аудиторию. Наши этого делать не хотят. По какой причине? Вопрос открытый.
  • Нет разницы, из какого города артист. Точно так же, как нет разницы, из какого города ведется менеджмент. Просто случилось так, что я, как концертный директор лейбла, живу в Казани, а мои артисты единовременно могут находиться на всех континентах земного шара. При этом я не езжу с ними на гастроли, а контролирую процессы через средства связи, и это никак негативно не сказывается на процессе. Не вижу смысла переезжать в Москву — я люблю свою республику, плюс у нас тут находится ShowMakers, детище, от которого я получаю огромное удовольствие. И наши двери всегда открыты для всех артистов, кому нужен совет либо помощь. 

«А если говорить о шоу «Голос», «Песни»… Вспомните победителей. Кто-нибудь вообще их помнит? Да, все сразу вспоминают Дину Гарипову, потому что она из Татарстана»«А если говорить о шоу «Голос», «Песни»… Вспомните победителей. Кто-нибудь вообще их помнит? Да, все сразу вспоминают Дину Гарипову, потому что она из Татарстана». Фото: «БИЗНЕС Online»

О НАБОЛЕВШЕМ: ВЗГЛЯДЫ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Может, немного не в тему — но хочется говорить не только о коронавирусе! Не могу не высказаться о музыкальном образовании. Ведь чтобы стать звездой, не обязательно получать классическое музыкальное образование.
  • Я вообще против того, чтобы детей в раннем возрасте отдавали в музыкальную школу, я сам проходил через это. Я точно знаю, что часто музыкальные школы на ранней стадии гасят будущих звезд. Детский организм, мышление ребенка, его уровень подготовки и психическое развитие просто не готовы к тому формату музыкального образования, которое предлагают у нас. А у нас в стране малышей мучают музыкальной грамотой, заставляют петь песни, которые не близки детскому восприятию. Это отбивает всякую любовь к музыке! Дети слушают то, что им нравится, и то, что слушают их родители, ко всему остальному у них изначально не лежит душа, а заставлять ребенка в 5 лет перепевать гениального Муслима Магомаева — здорово, но не продуктивно. Дайте ребенку возможность выбора, к классике и музыкальной грамоте он обязательно придет сам, как созреет. 
  • А что у нас пропагандируют в школах? Пришел ребенок — давайте будем учить его сольфеджио! Для чего?! Во всей этой теории он никогда не разберется, пока не будет практики. Человек изначально слушает, а уже потом произносит — так формируется речевой и слуховой аппараты. Лишь после того, как ребенок начинает слышать музыку и грамотно интонировать, можно переходить к следующим этапам подготовки. Так смысл изначально грузить детей тем, как правильно строить терции, и рассказывать про то, что такое ритм? Дайте своему чаду почувствовать, полюбить музыку, услышать ее, а уже после наседайте с обязательным образованием. Если музыка не отражается в сердце, то все ваши деяния бесполезны! 
  • Когда я смотрю на все эти платные хваленые-перехваленые школы с классами по 30 человек, на то, как дети выступают в торговых центрах, а родители радостно снимают это на видео, отправляя все это своим друзьям и подругам, я хочу спросить: «Ребят, а вы кого воспитываете? Одного из хора или индивидуальность? В чем результат?» В том, что твой ребенок стоит без микрофона на заднем плане и забывает слова, потому что 30 детей очень сложно привести к одному уровню? В таких условиях формирование ребенка как личности невозможно. Плюс сейчас сложно вспомнить какие-либо современные популярные музыкальные группы — с каждым днем побеждает индивидуальность. Кроме того, чтобы воспитать артиста, важно убить боязнь аудитории, дать возможность раскрыть лучшие качества своего чада. Убейте стереотипы и развивайте личность — это ключевое, от этого будет гораздо больший профит!
  • А если говорить о шоу «Голос», «Песни»… Вспомните победителей. Кто-нибудь вообще их помнит? Да, все сразу вспоминают Дину Гарипову, потому что она из Татарстана. Но кому что дало это шоу? Где аншлаговые концерты победителей по всей России? Где распроданные туры? Этого нет, потому что людям ничего не навяжешь. Люди будут слушать только то, что им нравится. И это правильно.

О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ НА ФОНЕ КОРОНАВИРУСА

  • Я и моя компания не следим за новостями о мерах поддержки — мы о ней как не думали, так и не думаем. Если вдруг нам предложат кредит, то этот кредит они могут оставить себе. Если предложат скостить налоги, если помогут каким-то образом с рекламой в городах и брендированием — мы скажем «огромное спасибо».
  • Но в том формате, в котором сейчас предлагают какие-то уступки, лично для меня неприемлемо. Кредиты — для чего? Чтобы плодить долговую нагрузку? Я в таком формате работать не хочу. Для меня важно, чтобы бизнес существовал без такой «поддержки».
  • Главный совет, который можно дать кому-либо — всегда рассчитывать только на себя, планировать свои бюджеты и возможности с учетом вот таких вот ситуаций. Потому что сегодня это пандемия, завтра — еще что-то. Никто не говорит, что с каждым днем мир будет чище и лучше. Тот шлепок, который нам всем дали, очень многих поставит на место и покажет, как работать нельзя!  

Евгения Потехина

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»


business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here