Домой Главные новости В области “Почему родной язык — русский? У нас уже есть русский”. В двух самарских школах дети посещают факультатив по татарскому языку

“Почему родной язык — русский? У нас уже есть русский”. В двух самарских школах дети посещают факультатив по татарскому языку

0
“Почему родной язык — русский? У нас уже есть русский”. В двух самарских школах дети посещают факультатив по татарскому языку
Татарская группа в школе микрорайона Юг-1 в Самаре

29 ноября исполняется четыре года, как Госсовет Татарстана проголосовал за учебные планы, предложенные Минобрнауки РФ о преподавании татарского. С 2017 года татарский в Татарстане преподается не больше двух часов в неделю и по заявлению родителей. За четыре года произошло немало изменений в сфере преподавания татарского в Татарстане и за его пределами. В Самаре татарский теперь изучают в двух общеобразовательных школах. Пока — в рамках внеурочной деятельности, однако авторы инициативы надеются, что в итоге татарский в качестве варианта предмета “родной язык” удастся ввести в основную программу. О том, что уже удалось реализовать, а что только предстоит сделать — в материале “Idel.Реалии”.

МАМА, КОТОРОЙ БЫЛО НЕ ВСЁ РАВНО

Создание условий для обучения детей татарскому языку в МБОУ школа №7 имени героя РФ М.Т. Калашникова Самары (микрорайон Крутые ключи) началось с инициативы одной многодетной мамы. Гульназ Хасаншина, детям которой сейчас 6, 10 и 14 лет, около двух лет назад плотно занялась вопросом, можно ли сделать так, чтобы её две дочери и сын не только разговаривали на татарском языке дома, но и изучали его в школе. В скором времени появились и другие активные родители, желающие, чтобы их дети не забывали свои корни.

— Если даже мы говорим на татарском языке дома, письменность и грамматику невозможно преподавать так. Нужен учитель, сама я троих детей обучать не могу. Сначала мы хотели пойти в школу “Яктылык”, но нам тяжело и далеко туда ездить, — рассказывает Хасаншина.

Пообщавшись с родителями, Хасаншина насчитала 30 детей, родители которых поддерживали её инициативу. Получился целый класс. С этим она пришла в Дом дружбы народов и рассказала о проблеме изучения татарского языка. В тот же день проходило собрание общественников и активистов.

— После собрания я стала искать пути решения вопроса, хотела выйти на результат. Родители обещали поддержать и поддержали. Я даже ночами не спала, настолько было интересно! Укладывала детей, а сама искала, как бы решить нам эту проблему, — делится эмоциями Хасаншина.

Женщина обращалась в Самарскую городскую татарскую национально-культурную автономию, Самарскую областную татарскую национально-культурную автономию. Общественники встречались с директором школы Галиной Путинцевой, однако тогда никаких договорённостей достичь не удалось. После череды писем в разные инстанции история, наконец, сдвинулась с мёртвой точки. Хасаншина дошла до Самарской региональной творческой общественной организации “Дуслык”.

— Гульназ — очень хорошая женщина и замечательная мать. Она не только воспитала своих детей хорошо, но и стала той, кто торопила и мотивировала нас. Говорила: у меня дети сейчас учатся, мне нужно сейчас! — рассказывает вице-президент СРТОО “Дуслык” Минахмет Халлиулов.

В начале 2020-2021 учебного года детям в школе №7 раздали заявления на изучение русского языка в качестве родного. “Что это такое, почему родной язык — русский? У нас уже есть русский! Почему мы не можем написать свой родной язык?” — возмутилась Гульназ Хасаншина. За юридической консультацией по этому вопросу многодетная мама обратилась в “Дуслык”.

ПРЕДМЕТ “РОДНОЙ ЯЗЫК”

Изучая возможности введения татарского языка в школьную программу за пределами национальной республики, юристы общественной организации “Дуслык” обратили внимание на принятые в 2018 году поправки к федеральному закону “Об образовании в РФ”. По ним появился предмет “родной язык”, который предполагает изучение по выбору любого языка из числа языков народов России (в том числе — русского). В большинстве школ детям и их родителям выбора фактически не дают, прописывая в заявлениях государственный русский язык.

Президент СРТОО “Дуслык” (“Дружба”) Фахрутдин Канюкаев дал поручение работавшему на тот момент главным редактором сайта tatar-duslyk.ru Искандару Саитову съездить в школу №7, встретиться с руководством и постараться найти пути решения данной проблемы.

— Меня пригласил к себе Канюкаев. Сказал, что обратились родители с Крутых ключей, попросил съездить пообщаться с директором, и если руководство всё-таки будет категорически против — уточнить, что дети по закону имеют право на занятие родным татарским языком. Я предложил Фахрутдину Бадретдиновичу постараться найти решение, не апеллируя к закону и правам, то есть полюбовно, на что он мне ответил: ну, решай. Созвонившись с Гульназ Хасаншиной, мы вместе пошли к директору на прием. При нашей беседе я ни разу не употреблял слова “закон”. Просто сказал: помогите нам, народу, являющемуся вторым по численности в Российской Федерации, сохранить наш родной, богатый и мелодичный язык. Ни в одном другом языке нет такого понятия “моң” (непереводимое свойство татарского пения, называемое “моң” — “Idel.Реалии”), а у нас, татар есть. Наверное, мое обращение прозвучало убедительно, на что директор школы сказала: хорошо, давайте попробуем что-то придумать, — поясняет Саитов.

Халиуллов делится результатами этой встречи.

— Руководитель, директор, завуч школы пошли навстречу. Мы понимаем прекрасно, если люди не захотят, чтобы дети занимались изучением родного языка, они скажут: нет учителя, нет соответствующей литературы. Ещё на что-то сошлются. Причины всегда можно найти, но тут в школе нам пошли навстречу, — рассказывает Халиуллов.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГА

В настоящее время татарский язык в школе №7, как и в Южном городе, преподается факультативно, однако, по словам Халиуллова, есть некая принципиальная договоренность, что с нового учебного года его уже включат в основную программу. В общей сложности дети будут заниматься по восемь часов в месяц или два урока в неделю.

В процессе реализации инициативы родители и общественники столкнулись с несколькими серьезными проблемами. Первая касается квалификации педагога. Так, изначально преподавать язык в школу №7 пригласили преподавателя с необходимой квалификацией. Какое-то время она вела занятия, однако позже, к концу 2020-2021 учебного года, отказалась от этой работы.

В этом 2021-2022 учебном, уже работая заместителем председателя правления Самарской областной татарской национально-культурной автономии (СОТНКА) по вопросам культуры и языка, Искандар Саитов по просьбе родителей нашёл другого педагога — она только в этом учебном году устроилась в школу учителем начальных классов. Татарка, родом из татарского села, носитель языка. Из-за отсутствия у неё квалификации “учитель татарского языка”, предмет не смогли добавить в школьную программу.

Педагогу предстоит пройти профессиональную переподготовку, таким образом, полноценное включение татарского как родного языка в программу школы №7 может состоятся не ранее, чем в 2022-2023 учебном году.

— Во время визита в Самару руководителя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова мы выяснили, что в Минобре Татарстана есть специальные онлайн-курсы повышения квалификации. Конгресс обещал, что окажет максимальное содействие, чтобы педагог отучилась и получила квалификацию, — рассказывает Минахмет Халиуллов.

“Idel.Реалии” направили запрос в конгресс, однако там не ответили ко времени публикации данной статьи.

КНИГИ И КОВИД

Другая большая проблема — нехватка необходимой литературы. В настоящее время ни в школе №7, ни в Южном городе нет всей необходимой литературы. Со слов Искандара Саитова, Всемирный Конгресс татар обещал снабдить педагогов и детей учебниками Хайдаровой “Интересный татарский язык”, одобренными федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), но до сих пор проблема остается открытой. Саитов также утверждает, что рабочие тетради и учебные пособия для учителей ему пришлось лично искать в Казани на средства Халиуллова.

К настоящему моменту в распоряжении учащихся школы №7 есть Әлифба (татарский букварь). Также Всемирный конгресс татар предоставил порядка 200 книг, среди которых, правда, нет основных учебников по программе 1-3 классов школы. В основном это художественная литература.

Кроме этого, в организацию учебного процесса вносит свои сложности пандемия коронавируса. В качестве противоэпидемической меры действует правило, согласно которому за каждым классом закреплен свой кабинет, чтобы дети меньше перемещались и взаимодействовали друг с другом. Но в классе татарского языка обучаются дети разных возрастов и из разных классов. В связи с этим в учебном процессе пришлось сделать перерыв: учащиеся и учительница ждут, пока ограничение на смешивание классов снимут.

ЮЖНЫЙ ГОРОД

После того, как в школе №7 процесс преподавания татарского языка в формате факультатива был запущен, Искандар Саитов предложил Фахрутдину Канюкаеву попробовать ввести аналогичные занятия в одной из школ образовательного центра “Южный город”.

— Я сказал ему, что есть ещё одна большая школа в Южном городе, и там было бы неплохо тоже поднять вопрос изучения татарского языка, тем более, что педагог там уже был. Канюкаев сказал, что нужно сначала полностью запустить процесс в школе №7. Но я всё-таки решил параллельно начать работать с ОЦ “Южный город”. Встретились мы с Владимиром Михайловичем Кильдюшкиным. Полтора часа общались, долго обсуждали эту тему и решили: почему бы не попробовать? Я довёл до Канюкаева, что Южный город согласен. Фахрутдин Бадретдинович встретился с директором, но на этом всё и закончилось. Позже на базе ОЦ “Южный город” был проведен конкурс, посвященный творчеству татарских поэтов Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля, юбилеи которых широко отмечались по всей стране в этом году. Сейчас проходит ещё один онлайн-конкурс “В мире поэзии” (“Шигърият дөньясында”), в котором ученики из Южного города принимают активное участие — подано более 40 заявок, — рассказывает Саитов.

В настоящее время на базе образовательного центра в микрорайоне Южный город-1 продолжают проводиться факультативные занятия по татарскому языку. В школе в ЮГ-2 внеурочных часов на проведение аналогичных занятий пока не хватает.

“ЯКТЫЛЫК” И ДРУГИЕ ШКОЛЫ

К сегодняшнему дню татары остаются единственной национальной группой (помимо русских) в Самарской области, которая пытается реализовать право детей изучать родной язык. Связано это, прежде всего, с численностью.

— Нужно понимать, как это работает. Мы не можем лезть с этим в каждую школу, потому что требовать от всех исполнения права на изучение родного языка невозможно. В школе №7 обучается более трёх тысяч детей, и к моменту, когда инициативная группа собирала заявки на обучение, таких набралось более ста. Если мы зайдем в школу, где всего двести учеников, там просто не наберется класс, — рассказывает Халиуллов.

Других народов — чувашей, марийцев, эрзян и мокшан — в Самаре и того меньше.

Если национальным организациям в конечном счёте удастся ввести татарский язык в нескольких школах в основную программу, предмет будет отражён в аттестате. Однако амбиций организовывать выпускные экзамены, вроде ЕГЭ по татарскому, у общественников нет — по их словам, для подобных форм проверки знаний существуют школы с углубленным изучением отдельных предметов.

— В Самаре есть уникальная школа — “Яктылык”, там на протяжении многих лет изучают татарский язык на литературном уровне, на уровне творчества наших великих поэтов Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая, проводят олимпиады. На основании этого определяется, насколько дети готовы поступать в Казань для дальнейшего изучения литературного татарского языка, если есть такое желание. У занятий родным языком в непрофильных школах задача другая, — поясняет Халиуллов.

В настоящее время школа “Яктылык” перегружена: при вместимости в 440 учеников там числятся 650 детей. В свою очередь, введение татарского языка в качестве родного в крупных общеобразовательных школах Самары позволит детям регулярно изучать татарский пусть не на литературном, но по крайней мере на бытовом уровне за пределами единственной татарской школы региона.

КАТЕРИНА МАЯКОВСКАЯ