Севернее поселка Бузбаш, в расщелине возвышенностей, есть родник Аю коесы (в переводе с татарского — Медвежий колодец). Возможно, 400 лет назад в период возникновения села Камышла, в наших местах водились медведи. Или же какое-то сходство местности обусловило появление названия водного источника. Название содержательное, имеет глубинный оттенок, независимо от времени и эпохи. Медведь отражает доброту в сказках, демонстрирует силу, судя по тому, как НАТО прозвал наш стратегический ракетоносец ТУ 95МС. Или олимпийский мишка — талисман Олимпиады -80 — свидетельство гостеприимства и величия спорта. И, наконец, бурый медведь является логотипом ведущей политической силы России — партии Единая Россия.
Сегодняшняя молодежь, вполне возможно, знает его и бывает там, в этом уголке природы. Но у каждого поколения свои ассоциации, связанные с жизнью и общением. Мой старший брат Наиль Гарифович в один из приездов поинтересовался, как там родник. Ответ или вернее отсутствие ответа, завершилось желанием поехать. Трансфер, предложенный мною на УАЗе, был отклонен. Доводы о высокой проходимости были парированы возможностями пневмоподвески внедорожника, возможные повреждения лакокрасочного покрытия ветками деревьев и растительностью, так же не были удостоены внимания. Пришлось подчиниться, в ущерб гостеприимству.
Прибыв на место, мы продолжили разговор, обменялись воспоминаниями, которые напомнили наш быт, когда были живы родители. Естественно, вспомнилось доброе и хорошее из прошлого, то, как как тут протекала жизнь несколько десятилетий назад. Родник являлся пунктом, откуда начинались пути дровозаготовок и сенокошения. Здесь набирали воду во фляги, для приготовления на костре пищи участникам массовых сенокосов. Так же пополнялись водой радиаторы автомашин и тракторов. Он обеспечивал водопой домашнего и рабочего скота и диких животных. Одновременно служил ориентиром для уточнения конкретного места в глубине леса.
Внимательный взгляд в сторону леса на запад, наблюдение, стоя спиной к роднику, показало трудно угадываемую заросшую просеку. По словам брата, в Камышлу можно было ехать, повернув на юг через поселок Бузбаш, по правому берегу реки Сок, вдоль подножия горы. Можно было так же ехать по просеке, еле видными очертаниями в настоящее время. Последний путь покорялся отважным шоферам, машинам с хорошим мотором. Кто проезжал сквозь чащу леса, знает подъемы и спуски прямой дороги в Камышлу с выходом к месту ранее проводимых сабантуев. Так же выяснилось, груженая машина некоторые подъемы брала на задней передаче, создающей наиболее надежную тягу на колесах. И, наконец, до глубины души тронули слова о том, что на крутых спусках отец, фронтовой шофер, высаживал брата, боясь срыва зубьев шестерен в трансмиссии, с потерей управления торможения двигателем, и плохими последствиями при ненадежных механических тормозах на задней оси.
Теперь жизнь изменилась. Доступный сетевой газ, как благо цивилизации, избавил людей от тяжелого труда дровозаготовок. Корм для домашнего скота по заказу привезут во двор, подтверждая ненадобность проблем и забот сенозаготовок. Поездка к роднику, как поход в историю, отчетливо показала, как далеко продвинулась жизнь, насколько она стала щадящей по отношению к здоровью сельского жителя, защищённого от тяжелого непомерного труда.
Этот родник не единственный, который имеет наименование. Благозвучное название имеют и другие, как в районе, так и за его пределами. Важно, что поколения людей давали названия, в какой-то степени отражая суть и содержание наблюдений и событий. Теперь со сменой уклада жизни данный источник перестал быть центром транспортных сообщений и деловой активности и может забываться. Поэтому напоминание о нем не будет лишним и явится свидетельством красоты наших мест, отраженных меткими словами наших предков. Он близок и дорог всем, кто здесь родился и вырос, вне зависимости от места проживания.
Р.Г. Тахаутдинов.