Полемика о татарах и башкирах закончилась штрафом за экстремистские призывы

0
133

В пылу дискуссии активист Рамай Юлдаш опубликовал в соцсетях эмоциональный пост о непростых отношениях между татарами и башкирами. За это он был оштрафован. Обвинять один народ в бедах другого непозволительно, это считается возбуждением ненависти и вражды.

Татарский краевед и активист Рамай Юлдаш, проживающий в столице Марий Эл – Йошкар-Оле, был оштрафован за пост «ВКонтакте», посвящённый непростым отношениям между татарами и башкирами. Сумма наказания составила 10 тысяч рублей. Соответствующее решение огласил йошкар-олинский городской суд.

Лингвистическая экспертиза ФБУ Чувашской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ увидела в публикации Юлдаша «содержание совокупности лингвистических и психологических признаков возбуждения ненависти и вражды по признаку национальности – к башкирам». Прокуратура Марий Эл открыла административное производство по статье 20.3.1 КоАП РФ.

Если пересказать, то суть поста Рамая Юлдаша в следующем: власти Башкортостана не признают равноправие татар с башкирами, татарского языка с башкирами. Хотя в Башкирии татар численно больше, чем башкир. Башкиры называют средний диалект татарского языка «северо-западным диалектом» башкирского языка. Автор текста приходит к выводу, что, значит, башкиры не хотят дружить с татарами, значит, башкир нельзя называть братьями татар. Значит, продолжает рассуждать автор поста, татары должны называть татарскими башкирские племена, а башкирский язык называть диалектом татарского языка.

Сам пост Юлдаш не писал. Автором является неизвестный автор, который опубликовал его в одном из сообществ в Фейсбуке, где уже как год идёт интенсивная дискуссия по татаро-башкирским темам накануне переписи.

– Я этот пост опубликовал ещё в октябре 2020 года. Хотел им спровоцировать полемику, дискуссию. Всего этот мой пост увидели только 460 человек, но никто никакого комментария не оставил, – рассказывает KazanFirst Рамай и добавляет, что никакой вражды по отношению к башкирам он не намерен был вызвать.

При вынесении решения суд учёл, что активист на суде дал признательное объяснение, раскаялся в содеянном, а также у него есть два малолетних ребёнка.

Активист указывает, что администрация соцсети «ВКонтакте» никакой модерации опубликованный пост не подвергала. Он сам удалил его. Однако в Facebook этот текст в качестве комментария модерацию не проходил.

– Когда в соцсетях о моей истории стало известно, некоторые люди поинтересовались, за какой же текст меня будут судить. Я в комментариях начал кидать этот текст из моего поста. Но на меня в какой-то момент стали массово жаловаться. В итоге Facebook заблокировал у меня возможность комментирования в соцсети на семь дней. Это, конечно, для меня нонсенс. Потому что уже давно сижу в Facebook, давно участвую во всяких дискуссиях. А тут на меня пришли 13, 22 и 25 января 2021 года какие-то массовые жалобы и мою страницу заморозили. Почему? Я в последнее время очень активно участвую в соцсетях в татаро-башкирских спорах и дискуссиях. Видимо, мои идеологические оппоненты так решили со мной свести счёты. Другого объяснения, зачем на меня жалуются, у меня нет, – высказывает мнение собеседник.

KazanFirst обратился к двум экспертам-лингвистам, чтобы они оценили содержание поста, действительно ли за такой текст можно получить административное наказание.

– В этом тексте идёт очень сильное противопоставление татарам башкир. Если бы в тексте речь шла, скажем, об «башкирских этномиссионерах», то есть выделение узкой группы из башкирского народа и её критика, – это уже была бы более безопасная история. Но когда речь идёт о прямом противопоставлении татар и башкир, на этом, конечно, активистов и комментаторов могут подловить.

Второй момент, который неприемлем, – это утверждение агрессивности одного народа по отношению к другому. Целому народу приписываются какие-то злые намерения, а не просто каким-то отдельным представителям, то есть всё тем же «башкирским этномиссионерам».

Третий момент. Из поста считывается, что один народ виноват в поражении в правах другого народа. Такой смысл в тексте тоже заложен. Как будто это прямо весь этнос участвовал в том, чтобы другой этнос сейчас находился в некомфортных условиях. Хотя за условия жителей, этнических групп на тех или иных территориях отвечают органы власти. Причем посыл, что один народ виноват в бедах другого народа, понимается прямо и однозначно человеком в этом тексте, пусть даже он будет вне контекста всей этой переписной татаро-башкирской дискуссии в соцсетях.

Вот эти три зацепки вполне могут дать экспертам возможности предъявить претензии к авторам текста или к тем, кто этот текст распространяет или тиражирует, – прокомментировал один эксперт.

– Вражда есть. Насильственных уж призывов нет, но вражда не только в этом. Есть призывы отсоединиться, не дружить, – прокомментировал другой эксперт.

Рамай Юлдаш рассказывает, что никакой неприязни к башкирам не питает. Более того, у него в биографии есть страницы, когда он выступал в защиту прав башкир и Башкортостана.

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here