Глава 1. Государство Волжская Булгария. 3.Ранние болгары на Средней Волге

0
152

Болгары в разное время и несколькими волнами переселялись в Среднее Поволжье.

Первую волну переселений болгар на наши земли ученые вполне обоснованно связывают с распадом Великой Болгарии Кубрата. В последние десятилетия XX в. на территории Самарско-Ульяновского Поволжья были открыты и изучены курганные могильники т.н. новинковского типа (по названию первого могильника у с. Новинки), оставленные болгарами- переселенцами в конце VII – первой половине VIII вв.  Пока не все исследователи признают «новинковцев» болгарами, но никто не сомневается в их принадлежности к тюркскому (тюркоязычному) населению.

К настоящему времени выявлено более 30 памятников ранних болгар первой половины VIII в. Среди них наибольшую известность получили Новинковские I–II, Брусянские I–IV, Шелехметские I–II, Уреньский II могильники. Судя по археологическим материалам, можно говорить о двух основных группах пришлого населения, оставившего два разнородных типа могильников: 1) курганы с каменной наброской (в виде сплошного щита-панциря на всей поверхности кургана); 2) земляные насыпи с ровиками, имеющими подквадратную или прямоугольную в плане форму. В небольшом количестве имеются и грунтовые захоронения. Могильные ямы, ориентированные преимущественно по линии запад – восток с отклонениями к северу или югу, имеют отвесные стенки и ровное дно, иногда с подбоями, ступеньками. В погребальном обряде присутствуют следы культа огня (угли, кострища), культа коня (погребения с конем или со шкурой коня), элементы ритуала обезвреживания покойника (преднамеренная разрушенность костяков).

Погребальный комплекс представлен керамической посудой (кувшины салтовского типа, амфоры, лепные горшки), украшениями (серьги салтовского типа, перстни, браслеты, бусы), предметами вооружения (палаши и сабли, копья-пики, топоры-чеканы, кистени, наконечники стрел и пр.) конского снаряжения (стремена, удила, детали седла и пр.), бытовыми предметами (ножи, пряслица, пинцеты)

В подкурганных (с ровиками) погребениях в массовом порядке встречаются вещи, связанные своим происхождением с районами Подонья, Причерноморья и Северного Кавказа, где проживали тюркоязычные кочевники, в том числе болгары, хазары, аланы.

Население, оставившее погребения под курганами с каменной наброской, пришло на Волгу с территории Сибири и Алтая. Обряд захоронения со шкурой коня был широко распространен среди тюркоязычного населения Западной Сибири и Казахстана. Новинковские племена переселились в Среднее Поволжье одновременно с переселением болгарской орды под предводительством Аспаруха на Дунай.

Вторая миграционная волна болгар из районов Подонья в Среднее Поволжье началась в середине VIII в. Как известно, бóльшая часть болгар после распада Великой Болгарии оказалась в составе Хазарского каганата. Сами хазары оставались кочевниками до самой гибели государства, но другие народы, в том числе болгары, аланы и савиры, входившие в каганат, были полуоседлыми и оседлыми. В VIII–IX вв. у них были города и крепости, обитали они не в переносных юртах, а в полуземлянках и стационарных юртообразных жилищах. Занимались земледелием и виноградарством, различными видами ремесла, а также торговлей, в том числе и международной.

После крупного поражения Хазарского каганата от арабов в737 г. значительная часть болгар ушла в Среднее Поволжье. Их памятники, датируемые серединой VIII – первой половиной IX в., представлены Больше-Тарханским, Кайбельским, Уреньским и некоторыми другими могильниками,  расположенными в Республике Татарстан, Ульяновской и Самарской областях.

Погребальный обряд населения отличается следующими чертами: курганных могильников уже нет, умерших хоронили в глубоких (70–160 см.) подпрямоугольных ямах с отвесными стенками, иногда с заплечиками и подбоем. Костяки лежат вытянуто на спине головой на запад, нередко с сезонными отклонениями на север или юг. Прослежены следы культа огня в виде угольков или кусочков обожженного дерева в земляной засыпи могильных ям. Характерной деталью обряда является сопровождение умерших мясом домашних животных – кости лошади, овцы коровы встречены во многих могилах.  Представляют интерес немногочисленные комплексы из черепов и костей ног лошади, положенные обычно у ног погребенных. Вместе с костями лошади находятся детали конской сбруи: удила, стремена, подпружные пряжки. Данный элемент погребальной обрядности является совершенно чуждым для собственно булгар. Полагают, что он заимствован ими у соседних угорских племен.

Вещевой инвентарь из могил сравнительно немногочисленен, но довольно выразителен и разнообразен. Железные ножи, предметы огнива (кресала, кремни, трубицы для трута) и оружие (наконечники стрел, копья, сабли, боевые топоры, детали колчанов) – характерные находки мужских погребений. Глиняные напрясла, лежащие обычно слева от ступней ног или же у кистей рук, железные иглы с остатками деревянных футляров, украшения и принадлежности костюма (бусы от ожерелий, серьги, нагрудные и поясные подвески, накладки на ремни, перстни и браслеты) сопровождают, как правило, женские захоронения. Из некоторых погребений происходят амулеты из зубов хищников, астрагалов барана и рыбьих позвонков. Наиболее характерными формами сосудов являются широкодонные с приземистым туловом кувшины, кубышки и кружки черного и темно-серого цвета, изготовленные из глины с примесью мелкого песка с добавлением растительности. Поверхность большинства сосудов покрыта лощением.

Погребальный обряд и вещевой инвентарь могильников большетарханского типа находят ближайшие аналогии среди болгарских древностей Юго-Восточной Европы, оставленных населением Хазарского каганата – болгарами, аланами, савирами и другими тюркоязычными племенами. Собственно болгарам принадлежат многочисленные памятники, расположенные в Подонье и Приазовье, на Северном Кавказе и в Крыму, на Днестре и Дунае. Средневолжский вариант хазарской культуры, ранние памятники которого представлены могильниками большетарханского типа, в этническом отношении связан с болгарами.

 В рассматриваемое время на Средней Волге и Нижней Каме кочевали племена, отличные по этносу от тюркоязычных булгар. Им принадлежит, в частности, Больше-Тиганский могильник в Алексеевском районе Республики Татарстан, оставленный ранними венграми на пути движения в Паннонию. Погребения этого могильника совершены в прямоугольных могильных ямах глубиной 50–95 см. и ориентированы преимущественно головой на запад. Под костями зафиксированы остатки гробовищ, кусочки войлока, грубой ткани, бересты. Культ огня прослежен в виде вкраплений угля и золы в засыпи ям. Многие захоронения сопровождались комплексами из черепа, костей ног и хвостовой части скелета лошади. Особенностью погребального ритуала большетиганцев является применение лицевых покрытий из ткани или кожи с пришитыми на них серебряными накладками на месте глаз. Это элемент обряда связан с угорским миром и находит ближайшие параллели в древне-венгерских памятниках Дуная.

Это население тесно контактировало с булгарами и входило в месте с ними в одно этнокультурное объединение, в недрах которого происходило  формирование волжско-булгарской народности.

Третья волна переселений болгар с территории Хазарского каганата произошла во второй половине IX в. Это событие было связано с принятием в Хазарии иудейской религии, вызвавшее у болгарского населения бурю возмущений. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Эталонными памятниками булгар этого времени являются Танкеевский, Тетюшский, Кокрятьский, Старо-Майнский и другие могильники. Первый из них принадлежит к числу крупнейших раннесредневековых некрополей Восточной Европы. Погребальный обряд и богатый вещевой инвентарь танкеевского населения во многом близки большетарханским и большетиганским. Как и в Больше-Тиганском могильнике, на лицах покойников обнаружены маски- личины из тонкого листового серебра с прорезями для глаз и рта, которые нашивались на шелковую подкладку.

Четвертая волна переселений болгар на Среднюю Волгу состоялось в конце IX – начале Х в. Причиной миграции явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока. Последняя волна переселений еще более усилила удельный вес булгар среди разноэтничного населения формирующегося государства, способствовала росту их политического и культурного влияния на финно-угорскую часть населения края.

Именно с этими новыми переселенцами археологи связывают массовое появление постоянных поселений в Волжской Булгарии. В VIII – IX веках волжско-камские болгары вели преимущественно полукочевой образ жизни. Обитали они в основном в деревянных домах и полуземлянках, где можно было спастись от зимней стужи. Но летом, выходя на пастбище, все же предпочитали жить в юртах. Поэтому археологи редко находят в Поволжье и Прикамье места их жительства до строительства городов.

Неизменным элементом материальной культуры ранних селищ и городищ, возникших в начале Х века, является керамика двух этнокультурных групп. Одна из них – плоскодонные горшки с волнистым орнаментом и рифлением по тулову, насечками по краю венчика – присуща степному и лесостепному вариантам хазарской культуры Подонья и Приазовья, другая – округлодонные сосуды из глины с толченой ракушкой, с подцилиндрической горловиной, украшенной веревочно-гребенчатым орнаментом – характерна для угорского, в значительной степени, тюркизированного населения Верхнего Прикамья, Среднего Зауралья и Северного Башкортостана. Эти материалы еще раз свидетельствуют о формировании и развитии волжско-булгарской народности в процессе этнической интеграции различных групп населения.

С соседними финно-угорски­ми народностями (мари, мордва, удмурты, коми) болгары  жили дружно. Они заимствовали у этих народов ремесла, связанные с обработкой древесины, леса, а также бортничество. А сами болгары с давних пор считались опытными строителями городов и крепостей, искусными мас­терами различных ремесел. Все соседние племена начинают перенимать у них навыки ведения хозяйства, обычаи и обряды, более развитую культуру.

Сами болгары, как уже отмечалось, состояли из разных племен. Баранджары, эсегелы, сувары, барсилы (берсула) – наиболее крупные из них. Барсилы по сравнению с другими племенами были более ор­ганизованны. Их называли «серебряными» или белыми болгарами. А болгар, оставшихся на юге, называли «черными». Болгары северную сторону называли белой, а южную – черной. Поэтому и сейчас на юге Черное, а на севере Белое моря. Так называли их болгары.

В своих преданиях болгары излагали сюжеты о своем происхождении и переселении на Среднюю Волгу. Первоначально своих первопредков они связывали с определенным животным – тотемом. Для древнейшего, общетюркского времени это был Волк. После распада общетюркского единства для наших предков первопредками стали Ак бүре (Белый волк), Барс. Только спустя века первопредком стал легендарный человек. Болгары называли его Алыпом.

  «…У пророка Ноя было три сына – Гази, Тюрк и Алып. Они прекрасно жили, но, поддавшись искушению дьявола, начали враж­довать друг с другом. После этого родные братья уже не могли жить вместе. Алып был очень могуч. Когда он принимался за работу, то мог сравнять с землей небольшие горы и одной рукой поднимать лошадей и коров. Если Алып стряхивал лапти, в кото­рые попадала земля при ходьбе, то образовывались крутые холмы. Пройдя через темные леса, болота, Алып выходит на берег боль­шой реки (Итиля-Волги), где ему очень понравилось. Там он и стал жить с людьми, которые понимали его язык. Алып, выбрав среди них девушку, женился на ней. У них родились двое сыновей. Одному из них дали имя Болгар, второму – Буртас. Повзрослев, они, оба в разных местах, построили города и назвали их своими именами. Население этих городов быстро увеличивалось».

Эти предания и легенды в целом правдиво отражают историческую действительность. Гази (гуззы) – это, по всей вероятности, огузы, один из ближайших юго-восточных соседей болгар. Исторической действительности не противоречит также факт родства болгарских и буртасских племен. Буртасы, юго-западные соседи болгар, упоминаются в письменных источниках до середины X в. как самостоятельные племена, платившие дань болгарам и вошедшие впоследствии в состав Волжской Болгарии.

Вместе с тем легенды и предания об Алыпе, окончательно сложившиеся в болгарское время, отражают в какой-то степени реальную историю древних болгар. В них рассказывается о разделении когда-то бывшего на юге могучего, многочисленного народа.

“Булгарская цивилизация на Волге”  (Г.М.Давлетшин, Ф. Ш. Хузин).