Римзиль Валеев: «Непросто проводить праздники, когда страдают другие народы и реальна угроза глобального противостояния…»

0
41

Чем для республики был суверенитет в 1990 году и сейчас

Татарстан через год отметит 25-летие принятия Декларации о государственном суверенитете. За это время поменялись Конституция, республиканские законы, которые «приводились в соответствие» с федеральными, исчезло само слово «суверенитет». Милицию переименовали в полиции, слово «президент» стало недопустимым для национальных республик, хотя концерны, фонды и университеты сохранили своих «президентов». Об относительности и значимости перемен, важности вечных ценностей размышляет журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online».

В ТАКИЕ ДНИ ХОЧЕТСЯ ПОНЯТЬ БУДУЩЕЕ

Прошло 30 августа, День республики, День города — главный для Татарстана и Казани праздник. Для меня он был необычным. Наши достижения, позитивные аргументы выглядели убедительнее, чем раньше. Но все же было не очень легко и беззаботно. Согласитесь, не только переменчивость погоды и моросящий дождь влияли на настроение. Мир и континент, страна тоже стоят на пороге важных событий. Так мне кажется. Конфликт на юго-востоке Украины заставляет смотреть на все события иначе, более вдумчиво. Хочется осознать, что происходит вокруг и как мы пережили вчерашний праздник и последние десятилетия.

Такое восприятие не просто заторможенность похмельного состояния. А желание искать новые пути продвижения, логические мотивы. После грандиозных праздников и затянувшегося силового противостояния хочется вернуться к вечным ценностям, консервативным стандартам жизни. Перспектива воевать, призывы ненавидеть утомляют народы. Война возможна лишь в том случае, когда она кому-то нужна для достижения своих целей. Несмотря на нагнетаемую вражду вокруг Украины и России, нашим народам не хочется драться. Война нам, европейцам, не нужна. Она может усилить присутствие заокеанских лидеров, которые настаивают, подталкивают к более жесткой линии.

Я не признаю выбора между Европой и Востоком, прежде всего Россией. Мы давно уже выбрали европейские стандарты, но не хотим и просто не можем отказаться от восточных корней. Это же полная дурь ставить вопрос так: Европа и не-Европа. Еще в конце прошлого века Татарстан объявил свою цель: стать регионом европейского уровня. Хотелось не отделяться от России, а по возможности несколько оторваться вперед от среднего уровня, стремиться к цивилизации, более высоким стандартам и более качественной жизни. И это было прогрессивно, особенно в условиях, когда не стало коммунистической идеологии, а положить государственные интересы в русло религиозно-клерикальных мировоззрений было неразумно. Слишком много было взглядов, идеологий. Региональное благополучие и культурное многообразие были привлекательнее. Так же остается и сейчас…

Хорошо, что у нас в 1990 году получилось не так, как сложилось сейчас на Украине, где юго-восточные регионы укрощают при помощи авиации и артиллерии, разрушая инфраструктуру своей страны. Абсолютно ненормальна ситуация, если государство воюет со своим народом. Такое могло быть и в Татарстане, если бы после принятия Декларации центр действовал по карательному сценарию. Если бы не стали договариваться, обсуждать, объяснять, делить полномочия. Давлением, удушением можно добиться лишь политического и морального застоя, экономической стагнации. Нам очень важно, что 30 августа мы праздновали мир в своем доме, баланс интересов региона и центра…

КАК ЭТО БЫЛО ТОГДА?

Несмотря на традиционные осенние дожди, 30 августа всегда воспринимаю как большой и серьезный праздник. Потому что большая часть современников отлично помнит, как он родился в муках и надеждах. Поначалу Татарстан и его народ (в составе которого подразумеваю и власть) обзывали «сепаратистами», предсказывали и выход республики из России, и кровавые бойни. Одни под словом «суверенитет» понимали полную независимость, введение своей армии и валюты. Другие хотели своей модели демократии и условий для национально-культурного развития. Предполагалось, что суверенитет сам по себе без национальной окраски. Но это было не полной правдой. Республика нужна для сохранения самобытности, культуры и языка. Регион без своего лица, своей памяти скучен. Разве забудешь про историю зарождения российского государства на основе компонентов и системы управления и власти средневековой империи, к которой причастны предки жителей нынешнего Татарстана и многих регионов современной России?

У каждого этноса свой менталитет, но приходится находить общий знаменатель. Не случайно более 20 лет гимн республики в торжественные моменты слушали без текста, как бы стараясь никого не разочаровать. Пришлось-таки признать идею личной привязанности к родной земле, гордости за ее народ и общую идею и единые цели. Теперь слова есть. Лишь бы мелодию не забыли.

Ведь как дело складывалось. Узнав, что коммунизм — нереальный миф, кинулись строить капитализм. Для этого тоже нужна реальная федерация. Почему-то именно Татарстан это понял раньше других. Сейчас времена изменились, рыночные отношения, потребительское общество, информационные технологии перемешали интересы и привычки сограждан, что сейчас непросто уловить их революционную решимость и политическую волю. Но лидерство Татарстана несомненно, строгое следование законности и федерализму сейчас оправдали себя. Два договора с федеральными органами власти не развалили России, даже наоборот. Сейчас российская власть на примере юго-востока отлично понимает цену федерализма и пагубность унитаристского самодурства.

Сейчас празднуем День города и республики с эффектными представлениями, предъявлением новых проектов и красивых достижений. А два десятка лет назад были настроения укрощать силой «сепаратистов» и «националистов». Тема суверенитета, реальной самостоятельности в рамках закона очень актуальна и сейчас. Даже если термин «государственный» и «суверенитет» выведены из оборота как нехорошие понятия. А слово «федерализм» еще применяется, так как еще живо понятие «Российская Федерация».

День республики берет начало с полуголодных митингов, демонстраций на площади свободы, аргументации на заседаниях Госсовета, разграничений полномочий и реальных вещей, которые называются «предметами ведения». До 30 августа 1990 года в республике этих самых «предметов» было не более 2%. Остальные 98% предприятий и собственности принадлежали центру. Ну не дурость, а? Аналогичная ситуация с налогами. Да и сейчас налоги и выплаты устроены с сильным перекосом.

Так что День республики — это общероссийский праздник освобождения от излишней централизованности. Хотя вряд ли об этом знают, когда люди оттягиваются на празднике, любуются фейерверками. Десятки тысяч людей дежурили на площади Свободы во время заседаний парламента, и это в течение ряда лет. Административным ресурсом не «подтянешь» столько людей.

Эта воля выражалась не только на митингах, в обыденной жизни, на работе, в быту. Осенью 1991 года в Казань вместе с депутатами-демократами из Москвы приехал Роальд Сагдеев, чтобы «подправить» татарстанскую общественность от сепаратизма. На улице Достоевского, в квартире родителей, его встретили горячие фанаты самостоятельности республики. Мать и отец демократа-академика, советника Горбачева, встретили сына, поднимали сухонькие кулачонки (так показывал сам Роальд Зиннурович)… «Суверенитет!» Идея овладела массами…

ЧТО ЖЕ НАМ БЫЛО НУЖНО?

Ясно, людям хотелось изменить условия своей жизни. Благосостояния хотят все, без разницы, какой они национальности, чем занимаются на работе. Это объединило татарстанцев в те самые 90-е годы. Вот сейчас многое утряслось. У республики стало больше прав, хотя они не раз вновь сокращались. Жизнь стала меняться. Появились крупные и средние собственники. Остались при совсем интересе те, кто продает свой труд, свои мозги. В том числе учителя, врачи, журналисты, рядовые инженеры без своего дела. Появились состоятельные и другие — с трепетом ожидающие день получки и пенсии.

Почему-то иногда в социальных контрастах видят последствия суверенитета. Но дело не столько в федерализме, сколько в нынешнем «капитализме». Позабыв общий размах и стиль приватизации, адаптации к рынку, освоения принципов бизнеса. Многие гуманитарии и кадры с мышлением бюджетника и наемника не сразу сориентировались, куда дело клонится. Строить капитализм могут отнюдь не все, хотя всем слоям приходится привыкать к условиям рынка.

Форум редакторов тюркоязычных журналов

ЛИТЕРАТУРА В ПАСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?

Два события заставили увидеть прошедший праздник в чуть новом свете.

Одно из них — небольшой, камерный форум редакторов тюркоязычных журналов. Всего 30 – 40 человек из 14 стран, преимущественно писатели. Международная организация ТЮРКСОЙ и республиканское агентство «Татмедиа» впервые собрали представителей литературного сообщества Турции и бывших союзных республик. Оказалось, что у всех похожая ситуация: под давлением глобализации приходится защищать духовность. Ни одному народу не хочется отказаться от своей истории, культуры, языка. Для этого тюркоязычные литераторы хотят развивать свою культуру, продвигать своих классиков, показать талантливую молодежь на основе близости языков и традиций.

Парадоксально, что мэтры национальных литератур не собираются изолироваться в своем тюркском микрокосмосе, они хотят интегрироваться со всем миром. На форуме был презентован единый портал тюркоязычных журналов www.kalemdas.com, где будут размещать произведения авторов разных стран на языке оригинала. Там же можно будет найти перевод этих же произведений, журнальных публикаций на четыре языка: на английский, турецкий, русский и арабский языки. Никакой изоляцией и «пантюркизмом» тут не пахнет. Национальные культуры видят свое спасение в интеграции. Примечательно, что ситуация с тиражами идентична — у всех магические 3 – 4 тыс. экземпляров, включая издания больших стран. Прямо как в Казани! Точно так же обстоит дело русскими и российскими журналами: тиражи прославленных ранее всесоюзных толстых журналов при стомиллионной аудитории тоже 2 – 5 тыс. экземпляров. Интернет, развлекательные издания, телевидение не заменяет носителей «консервативных» ценностей.

И мне подумалось: а ведь суверенитет, самодостаточность региона были нужны именно для защиты этих вечных ценностей. Информационные потоки могут делать рейтинги на насилии, развлечениях, эротике, обложить привлекательными для молодежи прикольными сюжетами. А защита народов, их духовности, истории и традиций возможна не с помощью оружия, а эксклюзивных вечных ценностей. Так что не спешите списывать с корабля эпохи мыслителей, литераторов и их труды. Глобальные угрозы идут в сфере самоуничтожения и деградации человеческого в людях. Конкретные проявления этого явления в текущей хронике мировых новостей, полицейских буднях.

Любопытно, что редакторы тюркоязычных литературных журналов акцентировали не на разнице алфавитов, языков. Нужно пользоваться разными алфавитами и языками, ценить самобытность и свою трактовку красоты. Участники форума — представители независимых государств с глубоким почтением и уважением знакомились с Казанью и всем тем, что делается в Татарстане в деле сохранения материальной и духовной культуры. У них не было никакого сомнения в том, что Татарстан ничем не уступает сильным, цивилизованным странам с богатой культурой. А ведь в 80 – 90 годы все у нас начиналось с движения за статус союзной республики. Без 30 августа нынешний моральный и культурный статус республики был бы невозможен. Приятно конечно. Может быть, это поможет спасать от деградации и тюркские, и российские культуры, попробовать вырастить свою молодежь.

Владимир Путин на «Селигере»

ПУТИН ТОЖЕ МЕНЯЕТСЯ?

И второй, другой, удививший предпраздничный факт — заявление Владимира Путина на «Селигере» о праве граждан Татарстана самим решать вопрос о формате власти и главного руководителя республики. Не ожидал, честное слово. Президент России прислушался к аргументам о том, что это законное право региона. Ведь были приняты специальные поправки к ФЗ «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ», противоречащие российской Конституции. В 2001 году Путин подписал такой же дурной закон о регулировании вопросов алфавита и письменности российских народов. Россия защищалась от латиницы вместо того, чтобы всех обучить владению всеми, хотя бы двумя общепринятыми алфавитами. Надо знать и латиницу, и кириллицу, а еще надо было бы знать арабский шрифт и китайские иероглифы хотя бы частично. В век компьютеров это не так уж трудно, так как молодежь забивает голову таким объемом мусора, что лучше уж учить языки и алфавиты.

И вот выяснилось, что татарстанцы вправе решать сами, как назвать своего руководителя. Дело, конечно, не в названии, а в полномочиях. На бесправный регион, на задавленного лидера положиться нельзя. Президент России после 24-летних сомнений политизированных кругов понял формулу патриотизма: это не скинхедское мышление и не подавление других, не марширование с флагами. А просто работа и ответственность… Остальное же зависит от здравого смысла и политической культуры…

Что ж, президент России хочет объединить страну. В сложный для мира и страны момент государственным деятелям свойственно прозревать, лучше видеть изначальную суть вещей. Скорее бы и всем участникам мировой разборки задуматься о вечных ценностях.

Сейчас трудно говорить правду, потому что ее нет. И мне сегодня тоже не все поверят. Потому что мысль и факты превращены в убийственное оружие. Идет информационная война, исключающая достоверные факты. Истины нет, но есть ненависть и трупы. Скорее бы вылезти из этой ямы. Гнев и ненависть убивают человека в самом себе.

Людям непросто проводить свои праздники, когда страдают другие народы и реальна угроза глобального противостояния.

Но они нужны. Чтобы напомнить о том, что есть вечные, консервативные ценности. Теперь они, по-моему, гораздо важнее, чем считалось раньше. Есть любовь, семья, природа, история, обычаи. Есть Татарстан, который еще раз провел свой главный праздник. Весьма поучительный пример для многих, если задуматься.

http://www.business-gazeta.ru/article/112852/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here