Домой Ислам Ислам в стране и в мире Рустам Батров: «В любой войне ислам стоит на стороне человека»

Рустам Батров: «В любой войне ислам стоит на стороне человека»

0
Рустам Батров: «В любой войне ислам стоит на стороне человека»
Фото: Елена Афонина/ТАСС

Другого шанса явить любовь, которой личным примером учил нас Пророк, может и не быть

«Для истинно верующего нет чужих. Для него — все люди свои. И уж тем более верующий никогда не станет считать чужими жертв войны — тех самых беженцев, которые в эти дни должны прибыть в Татарстан», — пишет известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Он уверен, что будущие историки дадут объективную картину происходящих событий, а пока нужно помочь тем, кто в этом нуждается. В исламе заложен огромный потенциал для того, чтобы протянуть руку помощи ближнему, констатирует постоянный автор «БИЗНЕС Online».

«Камиль Самигуллин через благотворительный фонд «Закят» ДУМ РТ объявил сбор средств в пользу беженцев из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, которые в ближайшие дни должны прибыть в нашу республику»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Шамиль Аляутдинов, который всех удивил

Один из героев фильма Федора Бондарчука «9 рота» объяснял, что такое война: это когда остается только жизнь и смерть, а все лишнее отсекается. Война действительно обнажает людей. Показывает их нутро: и красоту, и уродство. Не стала исключением и российская спецоперация в Донбассе. Она, помимо прочего, основательно вскрыла религиозных деятелей ислама.

Пожалуй, самым ярким пример этому стал председатель совета улемов ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов. После начала военных действий он опубликовал рилз, в котором не скрывал своей радости по поводу обвала российского рынка ценных бумаг. «Вы даже не думайте, на какие суммы, — ликовал Шамиль хазрат в те самые минуты, когда начала литься кровь солдат и мирных жителей в Донбассе, — но мне сейчас подсказали. И я покупаю конкретно». Желание навариться на войне и страданиях людей, естественно, вызвало шквал недоумения и негодования среди подписчиков популярного имама. Ему даже пришлось записать ответное видео. Правда, вместо извинений Шамиль хазрат лишь усугубил свое положение. «Оказывается, я должен был плакать с трагичным лицом. А вы знаете, сколько сейчас в мире идет войн на Ближнем Востоке? Сколько там беженцев? Сколько бомбят Сирию, Ливию, Ирак? И что с того?» — отбивался он, добавив, что все, кто возмущается его желанием подзаработать во время войны, лишь «серая масса», у которой даже нет инвестиционного портфеля и «которая умеет только болтать».

Впрочем, Аляутдинов — единственный в таком роде. Прочие исламские деятели России проявили себя так, как мы и ожидаем от служителей веры: с сочувствием и состраданием к тем, кто сейчас оказался в зоне боевых действий.

Так, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин через благотворительный фонд «Закят» ДУМ РТ объявил сбор средств в пользу беженцев из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, которые в ближайшие дни должны прибыть в нашу республику. Сбор пожертвований для нужд вынужденных переселенцев из Донбасса, прибывающих в Ростовскую область или другие регионы, организовал и глава ДСМР Альбир Крганов. Председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин призвал молиться о мире, а до того отправил партию гуманитарной помощи донбасским беженцам в Ростовскую область.

Но не обошлось и без политики. «Мы знаем, как и чем живут мусульмане Донецка, Луганска, Дебальцево, Горловки и других городов, что им пришлось пережить в последние годы. Мы едины с собратьями Донбасса, и никому не удастся нас разделить. Вполне логично, что их исламские центры станут составной частью ДУМ РФ», — заявил тот же Гайнутдин, испытывающий в последние годы значительный отток общин из своего муфтията и, видимо, решивший воспользоваться ситуацией для выправления своего удручающего положения. А глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин использовал начало спецоперации как повод для заверения власти в своем неизменном верноподданичестве: он принял заявление, которое почти полностью повторяет тезисы, с которыми Владимир Путин обратился к российской нации в связи с началом боевых действий.

«Раз ислам призывает нас протягивать руку помощи ближнему, то сейчас именно то время, когда это нужно делать непосредственно. Другого шанса явить любовь, которой личным примером учил нас Пророк, у нас может и не быть»
Фото: © Сергей Батурин, РИА «Новости»

В жизнеописании Пророка мы находим много примеров истинного человеколюбия и милосердия

Мало кто из нас предполагал, что когда-нибудь доживет до тех дней, когда страна окажется в состоянии войны. Будущие историки еще дадут объективную оценку текущим событиям, после того как уляжется дым пропаганды с обеих сторон. Но прямо сейчас многие из нас задаются вопросом: как религиозная этика ислама относится к войне? Ответ здесь прост: в любой войне ислам всегда стоит на стороне человека. Для истинно верующего нет чужих. Для него — все люди свои. И уж тем более верующий никогда не станет считать чужими жертв войны — тех самых беженцев, которые в эти дни должны прибыть в Татарстан. Наш президент Рустам Минниханов призвал татарстанцев сплотиться перед этим вызовом. И нужно быть моральным мутантом, чтобы не откликнуться на призыв, когда люди, оказавшиеся в беде, бегут к нам, надеясь и уповая на наше сострадание и сочувствие.

В жизнеописании Пророка мы находим много примеров истинного человеколюбия и милосердия. Он являл его ко всем — даже к тем, кого должен был считать своими врагами. Очень характерна в этом отношении история с освобождением Мекки. Когда Пророк вернулся победителем в родной город, некогда изгнавший его, то первое, что он сделал, — простил всех и каждого. Он объявил о всеобщем помиловании. Это совершенно невероятный акт человеческой доброты. Мекканцы на протяжении 10 лет всячески мучили и травили его. Когда он совершал земной поклон возле Каабы, они, издеваясь, кидали ему на спину кишки животных. На базарной площади мекканские поэты высмеивали его и новую веру. Целых три года мекканцы держали крохотную общину последователей Пророка в тотальной блокаде: запретили общаться с ними и даже продавать еду.

И что же сделал Пророк, когда обидчики оказались в его полной власти? Он их простил. Он простил Хинда, надругавшегося в битве при Ухуде над телом убитого дяди Пророка Хамзы, которого он очень любил. Он простил поэта Ибн-аз-Зибара, язвительные и несправедливые стишки которого больно ранили сердце Пророка. Он простил Икрму ибн Абу-Джахля, злейшего врага ислама, который строил козни против беззащитных мусульман. Он простил предателя Абдаллаха ибн Сада, который служил писцом у Пророка, затем отказался от ислама, вернулся в Мекку и объявил, что он собственноручно вписывал в Коран вещи по своему усмотрению.

Были казнены только три гражданина Мекки: Абдаллах ибн Хатал, Хувайриз ибн Нукайз и Микъяс ибн Хубаб. Все трое пострадали не за вражду с Пророком, а за страшные уголовные преступления, за пролитую кровь невинных людей.

Другими словами, для Пророка не было врагов. Он любил каждого. Удивительным в этом отношении является тот факт, что Пророк из собранных мусульманами средств закята часть неизменно выделял злейшим врагам ислама, не верящим в Бога. Когда сподвижники Пророка, недоуменно спрашивали его, зачем он это делает, ведь этим неверным не отмыться от зла, им вечно гореть в аду, то Пророк отвечал, что своими подарками он надеется смягчить их сердца, тогда они станут меньше творить зла против верующих и, следовательно, в аду их будет ждать меньшее наказание. Это и есть истинный ислам! Попробуйте примерить такое отношение Пророка к своим собственным врагам, увидеть, насколько это сложно, и вы оцените весь масштаб его любви. Его любовь к человеку была поистине безгранична. Он спасал ею даже тех, кого спасти не мог.

Вот тот идеал, на который мы должны равняться. Простые жители Донбасса и Украины нам не то что не враги, а наши духовные братья, как наследники общей Родины, а для наших русских соседей еще и братья по крови. Могут ли тут возникать хоть какие-то сомнения, что все мы должны прийти им на помощь, когда они сегодня лишились крыши над головой? Тут даже обсуждать нечего.

«Простые жители Донбасса и Украины нам не то что не враги, а наши духовные братья, как наследники общей Родины, а для наших русских соседей еще и братья по крови. Могут ли тут возникать хоть какие-то сомнения, что все мы должны прийти им на помощь, когда они сегодня лишились крыши над головой? Тут даже обсуждать нечего»
Фото: Елена Афонина/ТАСС

Настал час не только брать, но и давать

В исламе заложен огромный потенциал для того, чтобы протянуть руку помощи ближнему. Это и закят, когда богатые люди 2,5% от капитала отдают нуждающимся, это и садака, которое не имеет минимальной планки и дается всеми неравнодушными людьми, это гушер — благотворительность в виде сельскохозяйственных продуктов. Все это мы сегодня должны расчехлить и во время войны сделать своим оружием любви. Именно так и поступают сегодня муфтияты России, которые создают оперативные штабы по оказанию помощи беженцам, организуют благотворительность. Имамы ДУМ РТ в этом отношении не должны отставать.

Больше половины жителей Татарстана принадлежат народу, который исторически исповедовал ислам. Ислам дает нашей республике много бонусов. Он выделяет нас на фоне других регионов России и делает привлекательным для инвесторов из мусульманских стран. Это в конечном итоге создает нам рабочие места и налоговую базу для бюджета — общий кошель, из которого закрываются потребности всех нас.

Сегодня настал час не только брать, но и давать. Раз ислам призывает нас протягивать руку помощи ближнему, то сейчас именно то время, когда это нужно делать непосредственно. Другого шанса явить любовь, которой личным примером учил нас Пророк, у нас может и не быть. Как говорится, дорога ложка к обеду.

Рустам Батров

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции