«Татары наряду с русскими и башкирами являются полноценными хозяевами Башкортостана»

1
214

Историк и журналист Ильнар Гарифуллин рассказывает о татарских корнях одного из самых обсуждаемых за последнее время героев башкирского народа, а именно Ахмет-Заки Валиди.

В интервью KazanFirst историк и журналист Ильнар Гарифуллин рассказывает об одной из самых противоречивых исторических фигур ХХ века в татаро-башкирском мире, об Ахмет-Заки Валиди. В рамках проекта «Татары мира» готовиться подробное видеоинтервью с собеседником по самым спорным страницам истории татар Башкортостана в XX веке.

– Сейчас башкирское сообщество очень активно обсуждает личность Ахмет-Заки Валиди. Его историческая фигура, его личность не объединяет башкир. Она расколола их на два лагеря. Одни обвиняют Валиди в пособничестве Гитлеру, другая часть башкирского общества считает, что Валиди должен возглавить их пантеон героев. Почему сейчас появилась такая дискуссия?

– 2020-й год – это год 130-летия Ахмет-Заки Валиди. Он на самом деле достаточно сложная политическая фигура. Причем, сложная не только в отношении к периоду Великой Отечественной войны. Но и в отношении его роли в башкирской истории, в роли истории народов Урало-Поволжья. 

– Дискуссию вокруг Ахмет-Заки Валиди нужно понимать в контексте, почему сегодня в Башкирии не отмечается его 130-летие? Это ведь круглая дата, юбилей. 

– В предыдущие годы, в постсоветский период в Башкортостане был целый культ, посвящённый Ахмет-Заки Валиди. В советское время в Башкортостане конструировался культ Салавату Юлаеву. В постсоветский период культ Юлаева был ещё сильнее развит. Вот к этому и прибавился культ Валиди: переименовывались улицы, библиотеки, в его честь создавались музеи, проводились конференции, выплачивались стипендии. 

Есть ещё другая причина, почему сегодня власти Башкортостана пытаются не замечать юбилей Валиди, кроме как вот этой неудобной истории, что сотрудничал Валиди с фашистами или нет. За последние два года дискуссии в Башкирии затрагивали вопрос основания республики, современных национальных проблем. Перед широкой публикой появился интересный документ, как Ахмет Заки Валиди оказывается в 1920 году выступал за то, чтобы территория Уфимской губернии была присоединена именно к территории Татарстана. Это документ – письмо за подписью Валиди, Абдуллы Адигамова и Абдрашита Бикбавова (последние два члены Башкирского правительства). 

– Фигура Ахмета Заки Валиди для властей из-за этого письма становится очень неудобной. 

– Потому что невозможно найти удобное объяснение его тезису, что Уфимская губерния не должна присоединяться к Башкортостану, а должна быть присоединена к Татарстану.

Сами башкирские общественники с явной обидой подмечают, что в год юбилея Валиди о нём не вспоминают официальные историки, как например Салават Хамидуллин, Марат Кульшарипов. Они ведь ещё 5-6 лет назад кричали на каждом углу какая замечательная фигура Ахмет Заки Валиди, какую большую положительную роль он сыграл в становлении Башкирской республики и башкирского народа.

По поводу связи Валиди с фашистами, нет полного и официального вердикта. В конце 2009 года нынешний премьер-министр Башкортостана Андрей Назаров, а на тот период депутат Госдумы, писал обращение на имя руководства ФСБ, чтобы они дали официальный ответ, всё-таки был Валиди нацистом или нет. И вот примерно в начале 2010 года руководитель ФСБ в Башкортостане Виктор Палагин официально ответил, что конкретных и доказанных фактов сотрудничества Валиди с гитлеровцами нет.

– Есть слухи, что Ахмет-Заки Валиди по своему происхождению на самом деле не башкир, а татарин.

– В советское время постоянно Валиди подозревали, что у него татарское этническое происхождение. Сегодня тоже есть основания говорить об этом. Его родители во всех метрических документах обозначены как тептяри. А тептярами как правило в Башкирии называют выходцев из этнических татар.

Многие башкирские коммунисты называли Валиди татарином-тептярином и говорили, что башкирам нельзя верить ему.

Есть такой важный факт из биографии жизни Валиди. До революции Валиди успел пожить долгое время в Казани. Он башкирской историей вообще не интересовался. Первая его самая знаменитая книга называется «История тюрков и татар» и она написана на чистейшем татарском языке. И это даже не старотатарский язык, а обычный литературный татарский язык.

Это говорит о том, что Ахмет-Заки Валиди себя не считал представителем башкирского народа, башкирским историком не представлял. Я думаю, что он втянулся в башкирское национальное движение потому что просто так получилось, таковым получился тогдашний водоворот событий.

– Сегодня у татар Башкортостана есть ощущение, что они являются хозяевами своей республики?

– Мне слово «хозяин» не очень нравится. Потому что когда говорят «хозяин», то подразумевают, что «хозяин» может быть один. Я считаю, что татары наряду с русскими, башкирами и большинством других народов являются полноценными хозяевами республики Башкортостан.

Но если конкретно касаться татар, то по всем общепризнанным нормам татары, русские и башкиры составляют конгломерат основных этносов Башкортостана. Поэтому их национальные права должны быть в равноправном статусе и в языковом, политическом отношении. Именно эти три народа должны определять будущее Башкортостана.

Сегодня мы видим, что это не так. Татары Башкортостана отодвинуты на какой-то третий план. То есть, их просто вышибают, их не признают. Остатки татарского языка практически уничтожают, не хотят его признавать, пытаются переписать татар в башкир. Это прямое нарушение наших гражданских прав. На основании этого нельзя говорить, что Башкортостан является в этом отношении братским домом для всех, проживающих в нем народов. Да, сейчас есть необходимость возвращения татарскому языку в Башкортостане статуса государственного языка.

kazanfirst

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. 1913 елгы “Сөембикә” журналында (иске имляда) Әхмәдзәки Вәлидиның Сөембикә ханбикә турында берничә кисәктән торган фәнни хезмәте бастырылган. Анда автор үзен һичшиксез татар тарихчысы итеп күрсәтә. “Безнең тарих”, “Безнең татар тарихы” кебек сүзтезмәләр белән мәкалә тулы. Бу фактны инкарь итеп булмый, моны ничек бәяләргә – шул иң кызык мәсьәлә?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here