«У современных бабушек и дедушек нет татарских традиций, есть только пионерия и комсомол»

0
60

В Институте истории им. Марджани обсудили вопросы национального воспитания в современных условиях. Собрались ученые, историки, общественники, а также представители школ и детсадов Казани. Дискуссия проходила на татарском языке.

Ведущий научный сотрудник института Ляля Муртазина рассказала, что сегодня национальное воспитание в основном связано с национальными праздниками, которым придаётся большая значимость и внимание. Это не совсем правильно.  

– В первую очередь национальное воспитание – это национальный дух («милли рухы»). А национальный дух – это ощущение себя представителем своей нации. А в национальный дух входит устное народное творчество. Но можно ли сегодня пользоваться традициями, которым более 200 лет? Нужно ли? И такой вопрос для начала XXI века весьма естественен, – говорит спикер.

Она напомнила слова татарского богослова Ризаэтдина Фахредина, который в 1913 году в журнале «Шура» писал, какими должны быть татарские школы: «Национальная школа должна давать национальное воспитание и национальное знание («милли белем»)». 

Муртазина пересказала мысль Фахретдина: «Да, в основе национального воспитания и знания лежат наши традиции. Но нельзя современным народам навязывать традиции, которым более 100-200 лет. Многие из них сегодняшнему дню уже не подходят. Поэтому эти традиции надо подстраивать под современность. Мы же не можем жить отдельно от всего мира, только назвав себя татарами. Поэтому нам нужно быть открытыми и для современных традиций. Но и свои обычаи, дошедшие до нас через века, мы тоже должны не забывать и использовать».

Ученый рассуждает, что на самом деле национальное воспитание, воспитание в человеке татарина находится в руках матерей.

– Значит, мы мам должны воспитывать, девочек должны воспитывать. И мы рассчитываем, что дети, воспитанные матерями, нам дадут достойных представителей татарского народа, – заявила Муртазина.

Ее коллега – старший научный сотрудник института Эльмира Салахова отметила, что на сегодня у великих татарских дореволюционных мыслителей, богословов, у их трудов и книг нет современной татарской аудитории.

– А про простые татарские школы я вообще молчу. Сегодня у детей-первоклашек родителям примерно по 30 лет. И это поколение, к сожалению, нами потеряно. Наши современные родители не знают никаких трудов наших татарских мыслителей. Не читают и не пользуются ими, – высказывает мнение Салахова.

Другая проблема – в современной татарской семье прервалась межпоколенческая связь. Раньше были ребёнок, мать и бабушка. И традиции, опыт и обычаи перетекали от одного поколения к другому. Сейчас бабушки не занимаются и не воспитывают своих внуков.

– Например, нет традиции встречи вернувшегося с работы отца. Мама в это время лежит на диване и что-то смотрит в телефоне. А отец сам ключами открывает дверь. Нет, чтобы мать все дела бросила и пошла встречать отца. А ведь это традиция татар, – рассказывает Салахова.

Однако в этой схеме воспитания в ребёнке татарского духа немного выпадает роль и положение детсадов и школ.

– У нас между ребёнком и родителями находится детский сад. Это не нужно забывать. Детсад сделали специально. Ещё со времён, когда у нас в стране строили коммунизм, эти идеалы закладывали Фридрих Энгельс и Карл Маркс, – обращает внимание старший научный сотрудник института Марат Лотфуллин. – У них написано, что для строительства коммунизма детей нужно отделить от семьи, семьи нужно отделить от традиций, детей должно воспитывать государство. Так что сейчас у нас в первую очередь воспитывает детский сад, школа. Домой ребенок приходит лишь поспать.

Спикер высказывает мысль, что институт детсадов был специально внедрён коммунистами, чтобы разрушить семейные традиции. И тут возникает вопрос: как воспитывать детей в татарских традициях?

– У нас 70% татар сегодня проживают в городах. Мы теперь в основном городские обыватели. Говорить о семьях, чтобы там были и бабушки с дедушками, сегодня бессмысленно. Вы взгляните внимательнее на современных бабушек и дедушек. Ну какие у них там могут быть национальные традиции и обычаи? У них у всех же традиции – это пионерия да комсомол. Да даже у современных бабушек и дедушек уже их бабушки и дедушки – это на самом деле продукт воспитания Советского Союза. Так что у наших бабушек и дедушек нет никаких традиций. Многие из них, проживающие в городах, татарский язык толком не знают. Ладно там, если у кого-то есть такие бабушки и дедушки татарские, которые из деревень в города переехали. В них что-то татарское ещё осталось, – парировал Лотфуллин позиции Салаховой и Муртазиной, которые уповали на значимость старшего поколения в воспитании детей.

Он подчеркнул, что татары стремительно урбанизируются, перебираются из деревень в города.

– Посмотрите, например, как рождаются дети в Казани. Примерно 10 лет назад в год у нас в городе рождалось 10 тысяч детей. А сейчас рождается почти 20 тысяч детей. Откуда в народе столько сил на рост, на увеличение рождаемости детей? – вопрошает Лотфуллин. И сам же на него отвечает: всё дело в том, что молодежь уезжает из деревень.

– Так что нужно задаваться вопросом: есть ли для национального воспитания детей у татар городская культура? Нам нужно работать в этом направлении. Необходимо дать дорогу молодым. Не нужно их ограничивать. Но они должны знать татарский язык, должны знать татарские традиции и татарские праздники, – подытожил ученый.

Ильнур Ярхамов

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here