Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Уходим с рынка: что делать туристам и турбизнесу?

Уходим с рынка: что делать туристам и турбизнесу?

0

Туристический рынок Татарстана ждет глобальная “чистка” – из-за негативных изменений, происходящих в отрасли, сегмент покинут до 50% агентств. На спорные вопросы портала TatCenter.ru о том, как потребителям обезопасить себя при покупке путевки, и что делать малому бизнесу, занятому в туриндустрии, ответил президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиль Мифтахов.

Туристический рынок страны лихорадит. Меньше чем за месяц, в самый разгар сезона, о приостановке деятельности объявили шесть туроператоров. Возбуждено пять уголовных дел. Эксперты уверены, компенсации страховщиков обанкротившихся туроператоров вряд ли устроят обманутых потребителей. Последние пойдут в суд с исками, в том числе, к турагентам.

Редакцию портала TatCenter.ru посетил президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиль Мифтахов и рассказал, почему “чистка” пойдет рынку на пользу, чего стоит опасаться малому бизнесу, а также на что следует обратить внимание потребителю, приобретающему путевку.

Паники нет, есть непонимание

– Рамиль Зуфарович, как негативные изменения, происходящие в туриндустрии, отражаются на туристах и бизнесе?

– Все, что сегодня происходит на рынке, отражается на туристическом бизнесе Татарстана, и достаточно серьезно. Прежде всего, на доходах малого и среднего бизнеса. Фактически, из-за общего негатива падает спрос на турпродукты. За счет этого сжимается рынок. Люди перестают верить в уже построенную систему: “агентство – оператор – отдых” и задумываются: ехать в отпуск или подождать. Многие туристы отложили отпуск либо начали заниматься его организацией самостоятельно.

– Можно ли говорить о том, что среди турагентств существует паника?

– Паники нет, есть непонимание, что делать дальше. Компаниям, которые работают в белую – платят налоги, правильно осуществляют проплаты за туры, в данном случае я имею в виду взаимоотношения между юрлицами (агент – оператор, – ред.), бояться нечего. Весь этот негатив 100% выльется на агентства, работающие вчерную. Таких агентств большинство, и им стоит опасаться того, что происходит на рынке.

– Почему?

– Потому что при подаче претензии, – а так как тур не случился, люди идут в страховую компанию, – большинству таких туристов страховая компания откажет в выплате компенсации. Что им останется делать? Только идти в суд, который встанет на сторону туристов.

– Вы имеете в виду, что обманутые люди пойдут в суд с исками именно на турагентства?

– Безусловно.

Рынок ждет “чистка”

– Как Вы считаете, сколько недобросовестных компаний покинут рынок?

– Если судебные издержки будут в районе 100-300 тысяч рублей, а мы понимаем, что сейчас рынок сжимается, и впереди “низкий сезон” – осенне-зимний сезон трудно прогнозировать, но падение очевидно, – я думаю, все компании, на которые недовольные туристы подадут в суд, будут вынуждены уйти с рынка. Речь идет примерно о 50% агентств от общего туристического рынка Казани.

– Рынок ждет глобальная “чистка”?

– Да. И это хорошо. Недобросовестные компании “ломают” рынок. Демпингом, некачественным обслуживанием туристов… Все это приводит к негативному отношению к туристическому бизнесу со стороны потребителей.

– Что делать добросовестным агентствам?

– Продолжать работать дальше. Закон полностью на их стороне. Туристам тех компаний, которые работают в белую, страховая компания выплатит компенсации. Трудно говорить о суммах, но выплаты будут. Если же туристы, неудовлетворенные суммой компенсации, пойдут в суд, то этого опасаться не стоит. Есть решение коллегии Верховного суда РФ, где четко сказано, что в подобных спорах между турагентствами и клиентами приоритетным законом является отраслевой. В данном случае, закон о туризме, а не закон о защите прав потребителей. Я бы рекомендовал компаниям, которые работают в белую, вернуть все вознаграждение туроператору, чтобы он хоть как-то компенсировал клиентам те расходы, которые они получили.

“Люди будут бояться бронировать туры”

– Как вести себя бизнесу в дальнейшем? Возможно, стоит пересмотреть бизнес-процессы, поменять продуктовую линейку…

– Спрос рождает предложение. Люди будут бояться бронировать туры заранее и будут тянуть с оплатой путевки до последнего. К этому надо быть готовыми. Не могу рекомендовать уйти в какое-то конкретное направление. Нужно успокоиться всем. Принять ситуацию такой, какая она есть. Рынок будет меняться. Уже возбуждены уголовные дела. Время покажет, кто из туроператоров совершал мошеннические действия, а кто просто не смог справиться с ситуацией.

– Могут ли другие туроператоры объявить о приостановке деятельности в ближайшей перспективе?

– На сегодняшний день есть опасения, что с рынка, так сказать, “под шумок” уйдут туроператоры третьего, четвертого эшелона. Маленькие, нишевые компании, которые захотят уйти с рынка по-тихому. Но трудно и неблагодарно предугадывать. Так что я не могу вам сказать, кто будет следующим…

http://www.tatpressa.ru/