«Умерший от коронавируса уходит из этого мира шахидом»: можно ли мусульман хоронить в гробу?

0
1001

Председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Камиль хазрат Самигуллин вынес фетву о погребении верующих, скончавшихся от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Корреспондент ИА «Татар-информ» обратилась за комментариями к религиозным деятелям.

«Какой бы смертью человек ни умер, его душа окажется в загробном мире»

Нияз хазрат Сабиров, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани, кандидат исторических наук:

«Согласно исламским канонам, после смерти человека его тело омывают и одевают в саван. Обязательно должен быть прочитан погребальный намаз. И чем больше людей читает этот намаз, тем лучше для души покойного. После этого его предают земле. В дальнейшем мы должны читать дуа за него.

Нужно понимать одно: на все воля Всевышнего. Ничто и никто в этом мире не живет без его воли. Все в этом мире движется по воле и благодарности Аллаха. И в том числе хозяином этого коронавируса является Аллах. Он посылает нам эту болезнь, и он же ее забирает.

Бывают разные смерти. Сгорел ли человек или утонул – его душа не пропадает. Какой бы смертью человек ни умер, его душа окажется в загробном мире. Говоря в исламе о загробном мире, имеется в виду не то, что мы видим своими глазами на кладбище. Это – иной мир. Есть отдельный мир, который находится между нашим миром и миром загробным, как временное пристанище. Там есть муки и удовольствия. Пророк сказал: «Поистине, могила – это один сад из райских садов, также могила – это одна из ям огня». Если тело человека сгорело, но остались его кости – они также подлежат погребению. Мусульмане должны относиться уважительно и к телу, и к костям умершего. Ведь хозяин и тела, и костей его – Всевышний. А человек является совершеннейшим созданием Аллаха, особенно в духовном плане.

Если где-то будут обнаружены кости человека, их нужно собрать и предать земле. Например, несколько лет назад были обнаружены и похоронены кости казанских ханов. Мы должны жить на этой земле по предписанию Всевышнего».

«Погребальный намаз для мусульман читается только с полным омовением»

Имам мечети Аль-Марджани Мансур хазрат Джалялетдин:

«Муфтий вынес фетву о том, что если мусульманин умирает от коронавируса, сохрани нас Всевышний, его необходимо похоронить в гробу. При погребении усопшего читается погребальный намаз. Но данный намаз читается только в том случае, если мусульманину совершили полное омовение. Это есть главное условие. Но если человек умирает от коронавируса, нет возможности совершить омовение. Его кладут в гроб. В этом случае главное условие не соблюдено, и намаз не читается. Намаз читается позже, когда усопшего уже предали земле. То есть погребальный намаз читается уже над могилой. Слава Аллаху, мне еще не приходилось читать погребальный намаз над могилой, надеюсь, и не придется.

Умерший от коронавируса уходит из этого мира шахидом. Так же, как и павшие на войне. Тело мусульманина, как бы оно ни было похоронено, в гробу или без, со временем все равно сгнивает, так же, как и сам гроб. В шариате упоминается, что хоронить в гробу возможно, если, например, человек сгорел или уцелела лишь часть его тела».

«Нет большой ошибки, греха в том, что мусульманина похоронят в гробу»

Первый заместитель Председателя Духовного Управления мусульман России Дамир хазрат Мухетдинов:

«Я полностью согласен с фетвой, вынесенной Камилем хазратом Самигуллиным. В религиозных книгах говорится, что если нет возможности хоронить мусульманина иным способом, разрешается хоронить его в гробу. Например, если невозможно делать ляхет (боковая ниша в могиле – Ред.) в песчаной почве. Нам в Москве порой приходится хоронить в гробу, конечно, если к этому принуждают условия. В остальных случаях предаем земле по традиции ислама. Нет большой ошибки, греха в том, что мусульманина похоронят в гробу.

Если мусульманин умирает во время войны или от коронавируса, он окажется среди шахидов. Поэтому саван, омывание, таарат – все это не столь важно».

«Основа шариата: не навреди себе и другим»

Имам Белой мечети Фарид хазрат Салман:

«Бывают чрезвычайные ситуации, события, явления. Когда вводятся какие-либо изменения в действующий порядок с целью здравоохранения, нужно подчиниться. Если массовое собрание людей может навредить, значит, мусульманам стоит воздержаться от таких сборов. Если заболеют те, кто хоронил усопшего, греха будет больше. Основа шариата в том, чтобы не навредить себе и другим. Это слова Пророка. Специалисты отмечают, что при совершении омовения покойному омывающие могут заразиться вирусом, и к этому необходимо прислушаться.

Рассмотрим вопрос лекарств. Кто-то не пьет корвалол, потому что в составе есть спирт. Но если исламский богослов выносит решение, что то или иное лекарство не вредит, а приносит пользу, то мусульманин должен прислушаться. То же самое и в вопросе коронавируса. Если человек умирает от данной болезни и прикосновение к нему может быть заразным, нужно повиноваться. В данном случае и усопший, и хоронившие его не будут грешны.

В шариате есть еще такой момент. Если мусульманам запрещено читать погребальный намаз коллективно, намаз может читать имам, мулла или хазрат. Данный намаз можно читать и после того, как тело уже предано земле. Не будет мусульманина, похороненного без намаза. Такое может произойти только при чрезвычайных ситуациях.

Нужно понимать: Аллах прощает. В одном хадисе переданы слова Всевышнего: «Я таков, как мой раб думает обо мне, и пусть он думает обо мне что пожелает». Хорошее мнение о Всевышнем – это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его».

«Религия не против погребения в гробу»

Имам-хатыб мечети «Туган авылым» Нурулла хазрат Зиннатуллин:

«Фетва – это ответ на различные вопросы с точки зрения религии. Мне приходилось участвовать при погребении мусульманина в гробу. Но это не было связано с болезнью. Он оставил завещание, чтобы его хоронили в гробу. Обычно так поступают люди, родившиеся в смешанных браках. Религия не против погребения в гробу. Но если в этом нет необходимости, гроб не нужен. Предание земле в гробу считается своего рода расточительством, ненужной тратой денег. Могут быть исключения, несомненно. Поэтому и вынесли данную фетву. А то, что тело усопшего нельзя омывать, – вот это проблема. Но уточняется, что к телу нельзя притрагиваться, чтобы не заразиться вирусом. Если мусульманина не хоронят по традициям религии – это считается грехом хоронившего, а не умершего. Но при чрезвычайных ситуациях хоронить усопшего в гробу не запрещено».

sntat.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here