Власть Советам!

0

Первого сентября вступает в силу новый порядок расчета платы за коммунальные ресурсы. Помимо этого, в Самаре разрабатывается новый механизм, который позволит следить за работой управляющей компании. Об этом обозревателю «СИ» рассказал руководитель ресурсного центра поддержки развития местного самоуправления городского округа Самара Виктор Часовских:

Виктор Иванович, до первого июля – крайнего срока установки индивидуальных и общедомовых счетчиков на горячую и холодную воду остается меньше месяца. Как сейчас обстоит ситуация в регионе, каков процент готовности?
Ситуация не самая лучшая. Если общедомовые счетчики ставятся активно – во многом благодаря городским и областным целевым программам, то индивидуальные приборы учета собственники жилья пока с той же интенсивностью не ставят. Причины разные – тут и наш менталитет – сделать все в последний момент, и банальная дороговизна счетчиков – каждый стоит 3-5 тысяч рублей, сумма не самая маленькая. Поэтому депутаты Самарской Губернской Думы сейчас вышли с инициативой в Государственную Думу о продлении сроков установки приборов.
А насколько вообще собственнику жилья этот счетчик выгоден?
Сам прибор учета воду, естественно, не экономит, он просто показывает, сколько ее было потрачено. Потребитель без счетчика сейчас платит по нормативу – 7,9 кубометров холодной воды на человека. Это много, по факту столько воды обычно не используется. К тому же, помимо потребленного непосредственно жильцом ресурса, ему приходится оплачивать определенный процент за так называемые «общедомовые расходы» – это разница между показаниями коллективного прибора учета и индивидуальными счетчиками. Сейчас общедомовые расходы оплачиваются независимо от прибора учета – пропорционально количеству использованной воды. Люди, не поставившие индивидуальные счетчики, платят больше. Правда, с первого сентября порядок расчетов меняется. В этот день вступает в силу постановление федерального правительства №354, согласно которому все жильцы будут оплачивать норматив общедомовых расходов, который в ближайшее время установит министерство энергетики и ЖКХ региона.
Значит ли это, что мы будем больше платить?
Общая сумма не изменится, но размеры платежей каждого конкретного жильца могут как увеличиться, так и уменьшиться.
В некоторых районах Самары злостным неплательщикам прекратили поставку воды, при этом сами жители уверяют, что не платят, потому что управляющая компания не выполняет свои обязанности. Получается замкнутый круг. Как его разорвать?
Я знаю об этой ситуации. Сейчас возникла новая прослойка населения – люди, которые принципиально не хотят платить. От этого не выигрывает никто, а проигрывают все, включая добропорядочных плательщиков, которые вынуждены финансировать своих недобросовестных соседей. Естественно, что управляющая компания рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией в полном объеме, и средств на содержание дома, например, на ремонт подъездов у них уже не остается. Чтобы разорвать этот круг нужно принципиальное решение. Собственники должны платить за ресурсы напрямую поставщику, минуя управляющую компанию. Для этого с коммунальным предприятием должны заключаться договора. Такая возможность существует в новом Жилищном кодексе, однако, прямого механизма заключения этих договоров пока нет. И принять его может только федеральное правительство. Что касается деятельности управляющих компаний, то расходование средств по жилищным и коммунальным платежам должно контролироваться советом многоквартирного дома, выбранного из числа собственников жилья.
То есть совет дома должен стать органом, перед которым управляющая компания должна нести ответственность?
Да. Это общественный контроль. Например, согласно договору между жильцом и УК, территория около дома должна убираться дворником. Люди видят – дворника нет. Пишется акт. На следующий день дворника опять нет, пишется еще один акт. Потом совет приходит в компанию и говорит – вот акты, требуем перерасчета стоимости жилищных услуг. Эти советы многоквартирного дома – попытка воспитать активного собственника жилья, который знает и защищает свои права, а не шантажирует управляющую компанию тем, что не платит за услуги. В итоге совет и управляющая компания должны стать партнерами.
А почему за управляющими компаниями приходится следить собственникам, а не местным властям?
Потому что управляющая компания – это коммерческое предприятие. И владеет им бизнесмен, а не чиновник. Жильцы сами подписывают договоры с ними, власть тут ничего сделать просто не может, ее нет в цепочке «собственник – УК». Получается, что управляющая компания не выполняет свою работу, люди недовольны, пишут в twitter Дмитрию Азарову, а он не может прийти в УК и воздействовать на нее, полномочий у него пока нет. Государство понимает это. И сейчас начинает возвращать органам местного самоуправления полномочия. Получается, что если все пойдет так, как есть сейчас, то контроль будет и со стороны общественности, и со стороны властей.

Справка «СИ»
Муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) городского округа Самара «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» создан в январе 2010 года в соответствии с решением Администрации города. Его основные цели – осуществление работы предусмотренных законодательством органов местного самоуправления в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества на территории городского округа Самара, а также повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами самоуправления (ТОС), товариществами собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительными кооперативами (ЖСК) и органами общественной самодеятельности (ООС).
Основная деятельность ресурсного центра – создание условий для повышения уровня активности граждан во всех сферах жизни города, внедрение инновационных форм, методов и технологий участия населения в решении вопросов местного значения.
Создание условий для эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС, ТСЖ, ЖСК, ООС.

Цифра:
235 миллионов рублей
из бюджетов разного уровня потратят в Самаре на установку коллективных счетчиков тепло- и водоснабжения до конца 2012 года. Будет установлено 900 приборов учета отопления, а также по 625 счетчиков на горячую и холодную воду. Всего до 2015 года финансирование по программе составит 2,59 млрд рублей. Планируется, что за этот период в Самаре установят 21 994 прибора учета.

“Самарские известия”.