Как пытались крестить татар

1
365

Крещение татар после завоевания Казанского ханства стало одним из направлений государственной политики. Этот процесс на первых порах затронул представителей татарской знати, которая таким образом могла вернуть себе утерянный в ходе ликвидации ханства статус и перейти в стан победителей с наименьшими издержками. Недаром бывший последний казанский хан Едигер после принятия крещения занимал высокие посты в государственной иерархии.

В 17 веке после окончания Смутного времени началось постепенное ограничение имущественных прав татарских дворян из числа мусульман на владение землей и крестьянами, что приводило к его обнищанию и потере социального статуса.

«Соборное уложение» 1649 года законодательно закрепило за православием статус государственной религии и жестко запретило переход в другие религии, предусматривая за это смертную казнь для самого неофита и для того, кто его «совратил». Закреплялась норма, согласно которой крещение становилось мерой освобождения от наказания или сохранения определенных привилегий. Были зафиксированы ограничения на владение мусульманских феодалов землей. Им запрещено было иметь крепостных православного исповедания.

Однако данные законодательные акты затрагивали интересы прежде всего татарских землевладельцев-дворян. Окончательно их ликвидация произошла в годы правления Петра I, когда по указам от 3 ноября 1713 и 13 июля 1715 годов все татары-помещики, остававшиеся к тому времени мусульманами были лишены своих поместий и дворянства и переведены в разряд крестьян.

После этого правительство обратило свое внимание на широкие массы татарского населения. В 1740-50-х годах была подготовлена и проведена самая масштабная кампания по крещению нехристианского населения Казанской, Астраханской, Сибирской, Нижегородской и Воронежской губерний. Основной упор в этом делался на работу Новокрещенской конторы под руководством архимандрита Д.Сеченова, учрежденной еще в 1731 году. Государство брало на себя полное обеспечение материальной и административной стороны миссионерской деятельности.

Согласно этому указу, крестившиеся инородцы ставились под плотный контроль православного духовенства, которое действовало при поддержке местных властей. Самим же новокрещенам выплачивалось денежное вознаграждение и их на три года освобождали от налогов, обязанность по уплате которых которые возлагались на некрещеных.

Дополнительно указом от 6 апреля 1742 года предписывалось склонять к принятию христианства проходящих военную службу иноверцев. 19 ноября 1742 года последовал указ, запрещавший строить в Казанской губернии мечети и возлагавший на местные власти обязанности разыскивать представителей нерусских народов, проживавших в непосредственном соприкосновении с татарами и под их влиянием принимавших ислам.

Указ от 28 сентября 1743 года предписывал местным властям выселять некрещеных жителей из деревень, где появлялись новокрещенные, и еще раз подтвердил положение об освобождении крестившихся от уголовных наказаний за «маловажные дела, а именно… воровство, ссоры и драки».

Указом от 22 июня 1744 года было запрещено строительство мечетей в населенных пунктах, где проживали совместно некрещеные и новокрещеные инородцы. К тому времени из 536 мечетей Казанского уезда было уничтожено уже 418.

Однако эти меры привели лишь к тому, что православие принимали те народы, которые ранее исповедовали язычество. Среди татар же, которые по тем или иным причинам принимали крещение, получила распространение тенденция подачи прошений в Синод о возвращении в ислам, так как они были крещены насильно.

В связи с этим Сенат 24 декабря 1750 года издал указ о том, что теперь все желающие креститься должны были подавать прошение в письменной форме.

В 1756 году были подведены итоги деятельности по крещению инородцев. Общее число крещеных составило 269213 «душ». В основном это были марийцы, мордва, чуваши. Всего же, по данным историка Ф.Ислаева за 1748-1755 гг. было крещено 9 648 татар, что составило около 3,7 % всех крещеных. Таким образом, попытки крестить татар не увенчались успехом.

Постепенный отход от жесткого курса на крещение иноверцев начался после подавления восстания Батырши 1755 года, которое проходило в том числе и под лозунгами против насильственного обращения в православие.

Однако отношение к исламу изменилось существенно лишь после воцарения на российском престоле Екатерины II. Он получил статус терпимой религии, хотя ряд ограничений, характерных для неправославных религий, просуществовал в российском законодательстве вплоть до 1917 года.

Автор: Хасан Насретдинов

islamnews

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ф.Бәйрәмованың әсәрләрендә көчләп чукындыру, татарларның баш күтәрүләре, халык батырлары турында язылган. Ләкин Фәүзия Бәйрәмовага лауреат исеме дә, башка бүләкләр дә бирелми. Кайбер китапларын ике-өч тапкыр укып чыгарлык. Шунысы ихтималга лаек, аның язганнары тарихта чагылдырылган күренешләргә дә каршы килми.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here