Копируя у китайцев: КАМАЗ засветил свой «Компас» – убийцу «Газелей»

0
35
Фото: president.tatarstan.ru​

Маленькие грузовички из Челнов смогут завоевать рынок только при низких ценах, считают автоэксперты

«До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — прокомментировали на КАМАЗе загадочную разработку, которую продемонстрировали российскому премьеру Михаилу Мишустину. За рулем готового грузовика под кодовым именем «Компас» уже успел посидеть и президент Татарстана Рустам Минниханов. О том, как выглядит новинка внутри и снаружи, почему за основу, вероятно, взяли китайский образец и сможет ли челнинский автогигант потеснить на малотоннажном рынке конкурентов.

Во время визита на КАМАЗ премьер-министру РФ Михаилу Мишустину показали новый легкий грузовик «Компас»Фото: president.tatarstan.ru

«КАМАЗ» впервые показал новый грузовичок «Компас»

На минувшей неделе КАМАЗ внезапно показал свой новый легкий грузовик «Компас». Транспортное средство впервые представили во время визита на предприятие премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Возможно, о неофициальной презентации никто бы и не узнал (официального показа до сих пор не было), если бы не снимки, которые распространила пресс-служба президента Татарстана. На кадрах видно синий грузовичок с не характерным для «КАМАЗов» внешним видом и надписью «Компас» на правой двери.

Судя по кадрам, автомобиль осмотрел президент Татарстана Рустам Минниханов. Глава республики посидел в кабине грузовика, оценил посадку и удобство салона. Пока непонятно, на ходу новый автомобиль или нет. Как уточнила в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, Минниханов не ездил на «Компасе» — только сел за руль. «Была выставлена линейка продукции, он просто осмотрел салон», — пояснила Галимова.

В пресс-службе КАМАЗа воздержались от подробных комментариев. «До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — отметил пресс-секретарь компании Олег Афанасьев, пояснив при этом, что автомобиль сам по себе полностью готов.

Судя по кадрам, автомобиль осмотрел и Рустам Минниханов. Президент РТ посидел в кабине грузовика, оценил посадку и удобство салона. Пока непонятно, на ходу новый автомобиль или нет
Фото: president.tatarstan.ru

Кабина новинки — от «китайца» JAC

Автоэксперты называют новинку КАМАЗа конкурентом «Газели-NN» и «Валдая-NEXT». Над проектом работает научно-технический центр предприятия и специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета. Последних, напомним, также привлекли к разработке камазовского электромобиля «Кама-1».

Профильное издание Drom.ru пару месяцев назад сообщало, что главная интрига заключается в том, какую кабину используют для «Компаса»: «Собственной для мало- и среднетоннажных грузовиков у КАМАЗа нет и даже не запланировано». Издание предполагало, что новинка получит кабину от китайских грузовиков JAC N-series, а производство кабин локализуют на прессово-рамном заводе челнинского предприятия. Его мощности освободились после запуска в 2019 году нового завода по производству кабин для грузовых автомобилей «КАМАЗ» и Mercedes-Benz.

Судя по опубликованным кадрам, версия, согласно которой «Компасы» получат кабину от грузовиков JAC, находит подтверждение. Внешне кабины челнинского малотоннажника и «китайца» очень похожи, практически идентичные зеркала заднего вида. Различия лишь в форме передних ходовых огней, решетки радиатора и бампера. При этом есть версия, что и кабина JAC N-Series не оригинальная, якобы по каркасу она унифицирована с кабиной японского Isuzu N-Series.

«Откуда вообще взялся JAC, если у КАМАЗа нет опыта сотрудничества с ним и пересечения в структуре акционеров? Компании мог свести „общий знакомый“ — американский производитель грузовых дизелей Cummins Inc., у которого есть совместные производства моторов и с КАМАЗом в Челнах, и с JAC в Аньхое (юго-восток Китая). Предположение базируется на том факте, что „Компас“ будут оснащать моторами Cummins российского производства», — объяснял Drom.ru.

Производство легких коммерческих грузовиков можно будет запустить на заводе «Камминз-Кама», где после постепенного перехода на кабины пятого поколения освободятся мощности по сварке и окраске, рассказывал журналистам в конце 2019 года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Он указывал, что машины планируется оснастить новыми кабинами, которые проектирует завод. Вероятно, за полтора года ситуация изменилась.

Снимок салона также подтверждает неофициальную информацию — по архитектуре интерьер «Компаса» напоминает JAC Shuailing W образца 2013 года. Кабина рассчитана на троих, спальник не предусмотрен. Особых изысков внутри нет: салон челнинского грузовика утилитарный.

Демонстрационный образец «Компаса» с бортовой платформой и двухосным шасси — 9-тонный, т. е. речь идет о «тяжелой» модификации, обратил внимание Motor.ru. По данным СМИ, прописано четыре версии «Компаса» полной массой от 3,5 до 12 тонн. Таким образом, «младшие» «Компасы», вероятно, будут соперничать с «Газелью-NN», «средние» версии бросят вызов «Валдаю-NEXT», а самые выносливые модификации могут заменить «КАМАЗ Тулпар» и побороться с «Газоном-NEXT». Проект «Компаса» сформирован, а главные нерешенные вопросы — подбор поставщиков компонентов и поиск инвестиций для запуска семейства в серию, отмечал Когогин.

Автоэксперты называют новинку КАМАЗа конкурентом «Газели-NN» и «Валдая-NEXT»
Фото: president.tatarstan.ru

«Малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс»

По неподтвержденным данным, премьера «Компасов» состоится до конца 2021-го, а в следующем году модель поступит в продажу. По информации редактора рубрики «грузовики и автобусы» журнала «Авторевю» Федора Лапшина, уже в этом году начнутся продажи «Компаса» в тяжелых версиях. «Это „Компас-9“ и „Компас-12“ с полной массой, соответственно, 9 и 12 тонн. Это еще не конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“, а более тяжелые грузовики. И Мишустину, по нашей информации, показали как раз „Компас-9“. Его грузоподъемность — около 5,5 тонны. А это тяжелее „Валдая“. Последний — трехтонка, — рассказал Лапшин. — По моей информации, уже осенью этого года на выставке „Комтранс“ будет объявлено о начале продаж двух версий этих автомобилей. Легкие — конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“ — должны появиться в 2022 году. Все, процесс уже пошел, автомобили готовы».

«Начнется ли производство малотоннажников КАМАЗа в 2022 году? Я считаю этот прогноз оптимистичным. Но надо быть оптимистами, слишком много пессимистов вокруг развелось. Технически-то здесь ничего невозможного нет. Ну малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс. Я считаю, нормально, очень может быть», — поделился своим мнением автоэксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин.

По словам экспертов, вопрос того, почему КАМАЗ взял за основу кабину китайских грузовичков, объясняется весьма просто — все дело в дешевизне. Но это и не плохо, и не хорошо, такое происходит повсеместно, тем более что создание грузовика — в целом сама по себе утилитарная задача. «Если они заимствовали кабину JAC, я не вижу в этом ничего страшного. Компания JAC известна в мире, в том числе по грузовому транспорту. Поэтому нельзя говорить, что будут какие-то проблемы с техникой, это неправильно. Такие известные китайские бренды с достаточно хорошей стороны себя зарекомендовали на рынке грузовых перевозок», — отметил заместитель главного редактора радио «Автодор» Сергей Смирнов.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверены, что новинка КАМАЗа вполне сможет занять свое достойное место на рынке. Все зависит от того, насколько качественная будет сборка, комплектующие. Ну и ценовая политика.

«Сможет ли КАМАЗ составить конкуренцию „Газелям“? Тяжело ему будет. Почему во все времена люди брали „Газели“, если сравнивать с теми же Ford, допустим? Потому что цена на „Газель“ была дешевле. Но самое главное, после того как она сгнивала и рассыпалась на куски, успевала отбить свою цену. Владелец гонял ее в хвост и в гриву, а потом просто выкидывал и покупал новую. То есть „Газель“, если можно так выразиться, была такой одноразовой вещью, — отметил Колодочкин. — И это тенденция сегодняшнего дня — никто не хочет делать Mercedes–миллионники. Mercedes должен отходить свои 100–150 тысяч километров, и все. То же самое и здесь. Поэтому все будет определяться ценой, и первые продажи покажут, насколько это было оправданным решением. Или нужно покупать китайское и вообще плюнуть на свой автопром…»

Роман КолесниковАлександр ГавриленкоЛинар ФархутдиновРегина Шафиева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here