Домой О татарах История Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России

0
Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России

Дом Дружбы народов продолжает публиковать материалы о культуре и традициях народов   проекта «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России.

Сегодня мы рассказываем о татарах. 

Самоназвание – татары.Традиционная религия – ислам (в основном мусульмане-сунниты).

Этнические группы – делятся на несколько этнотерриториальных групп: татары волго-уральские, сибирские, астраханские, кряшены, крымские. В этнографическом отношении татары самарского Поволжья принадлежат к двум группам – казанским татарам и татарам-мишарям.

Этногенез и история заселения Самарской области

Предки современных татар проживали на территории Самарской области еще в XI веке (южная окраина Волжской Булгарии).

Первые компактные проживания татар зафиксированы в XVI веке – 1553 год (с. Татарский Байтуган) и 1560 год (с. Камышла). После разрешения в 1736 году покупки башкирских земель произошло значительное увеличение татарского населения края. Южные районы Самарского Заволжья были заселены с середины XIX века татарами-мишарями с правобе­режья Волги. К концу XIX века сложилась современная картина размещения татар: основная масса татарских поселений расположена на северо-западе и северо-востоке области.

В настоящее время более половины татарского населения Самарской области проживает в городах, сельское население – в 47 селениях 10 районов. Сельское татарское население прак­тически не смешивается с соседями других национальностей, образуя моно­национальные села. 

Типы жилья

Древнейшим типом жилища татар в Самарской области является прямоугольное однокамерное жилище – рубленая из дерева изба, обращенное узкой стороной к улице. Господствовала срубная техника возведения стен «в угол» и «в лапу». Широко использовалась каркасная конструкция стен: столбовая техника с горизонтальной закладкой бревен. Под влиянием русской культуры типы жилья менялись. Распространенным сейчас типом жилища являются трехкамерные дома: изба-сени-изба или изба-сени-клеть. Дом отапливался печью, представленной зачастую комбинацией из русской печи и пристроенным к ней сбоку глинобитным очагом с вмазанным котлом. Печь обычно ставилась топкой к передней или боковой стене на некотором расстоянии от близлежащих стен, образуя, таким образом, своеобразный проход на женскую половину дома. При этом иногда площадь избы разделялась по линии печи (матицы) капитальной перегородкой или занавесью на кухонную (женскую – почмак як) и гостевую (мужскую, «чистую» – тур) половину.

Национальная кухня

Все кушанья можно разделить на следующие виды: жидкие горячие блюда, вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (также подававшиеся на второе), печеные изделия со сладкой начинкой, подававшиеся к чаю, лакомства, напитки.

На первое подавались супы, бульоны, пельмени, вареники с начинкой из творога, конопляных семян и гороха. В качестве второго блюда в традиционной татарской кухне были мясные, крупяные блюда и картофель, различные каши. Традиционными блюдами являлись бэлиш, запеченный в горшке или сковороде, тутырма (представляющая собой кишку, начиненную рубленой или мелко нарезанной печенью и пшеном или рисом), куллама (бишбармак), кызылык (конские колбасы), вяленые гуси, утки.

Особенностью традиционного стола является разнообразие мучных изделий – хлеб, булочки, лепешки, пирожки, эчпочмак (треугольник с начинкой из жирного мяса и лука), чак-чак. Из напитков наиболее старинным является айран, получаемый путем разбавления катыка холодной водой, а также квас из ржаной муки и солода. 

Национальный костюм

Основными атрибутами татарского общенационального комплекса в одежде являются: небольшая головная, декоративная наколка – калфак, европеизированная на основе национальных элементов рубаха-платье, часто в комбинации с коротким камзолом, и обувь, выполненная в традиционной технике «кожаной мозаики».

Можно выделить некоторые особенности женского костюма татар Самарского края.

К нижней одежде относились: широкая туникообразная рубаха – кулмэк; штаны – ыштан, нижняя нагрудная повязка – кукрэкчэ. Со второй половины XIX века девушки и женщины поверх рубахи обязательно надевали передники – алъяпкыч.

У верхней женской одежды преобладал приталенный покрой, она в целом имела много общих черт с мужской, отличаясь лишь декоративной отделкой мехами, позументом, вышивкой бортов, подола, проймы рукавов и т.п.

Поверх рубахи надевали женский камзол на подкладке с короткими до локтя рукавами или без них, жилэн с запáхом и длинными рукавами, либо суконный приталенный чабулы чикмэн, длиной до колен с глухим воротом-стойкой и застежкой на металлических крючках. На рубеже XIX-XX веков чикмени были вытеснены бишметами на вате. Зимние шубы – чабулы тун – шились из овчины или лисьего меха и нередко покрывались фабричной тканью.

В использовании головных уборов четко прослеживается возрастная дифференциация. Девичьи уборы имели шапкообразную форму и надевались без волосника: нижние – такья, ак калфак, верхние – повязка со лба на затылок; вязаные из толстых ниток шапки камчат бурэк.
Головные уборы замужних женщин были более разнообразными и многосоставными: чэчкап, салавыч («мешочек для волос»), тастар, беркэнчек (француз яулык).

Праздники и обряды

Большую роль в обрядовой жизни татар Самарского Поволжья занимает мусульманский религиозный календарь, сочетавший в себе нормы ислама и более древние обряды, связанные с хозяйственной деятельностью. Наиболее значительным религиозным праздником является Ураза-байрам, связанный с окончанием 30-дневного мусульманского поста, во время которого воздерживаются от приема пищи и воды от восхода солнца и до его захода.

В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых – Сабантуй, который не имел точной календарной даты и дня недели, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу. Изначально целью праздничных обрядов было задабривание духов плодородия, содействующих хорошему урожаю. Со временем магические обряды потеряли свой смысл, а Сабантуй превратился в веселый народный праздник, знаменующий начало полевых работ.
Ежегодно после всхода яровых или при угрозе засухи проводился обряд вызывания дождя – янгыраш. Осенний период – время достатка, сопровождающееся приемом гостей – меджлис с приглашением широкого круга родственников и друзей. Гости должны были привести с собой угощение, в том числе пара калачей – кумэч, несколько больших круглых пирогов с ягодной начинкой, тушки вяленых гусей. В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали помочи – омэ, устраиваемые для быстрого проведения трудоемких работ в хозяйстве: по изготовлению пряжи – жел омэсе, йон омэсе, войлока – тула омэсе, обработке холстов – киндер тукмаклау. Среди молодежи наиболее популярными были помочи по обработке забитых гусей – каз омэсе.

Традиционное хозяйство и промыслы

Традиционной хозяйственной деятельностью самарских татар было пашенное земледелие и подсобное животноводство. С XVI века земледелие велось на трехпольной основе. Набор зерновых культур, как и способ их обработки, был таким же, как и у остальных народов Поволжья. Огородничество и садоводство были развиты слабо.

Скотоводство (животноводство) имело стойловый характер, в стаде преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Мясо лошадей у татар было излюбленной пищей. Широко практиковалось разведение домашней птицы. В соответствии с религиозными запретами не употреблялась в пищу свинина, из-за чего свиней практически не держали.

У татар также были развиты ремесла: ювелирное, кожевенное, войлочное.